Слайд 1Презентацию к уроку по подготовке к написанию сочинения-рассказа
Выполнила: Растягаева Е.Е.,
Учитель
русского языка и литературы МАОУ «Лицей №6 города Благовещенска»
Слайд 2План:
1. Что такое гончарное ремесло?
2. Когда и где оно появилось?
3.
Как создается керамика?
4. Какие способы декорирования керамики существуют?
5. Какие впечатления
вызывают предметы гончарного искусства?
Слайд 3Что такое керамика?
Керамикой называют изделия из глин
и других неметаллических материалов, полученные с помощью обжига выше 800°С.
Исходным состоянием сырьевых материалов является порошок, а конечным - единое твердое тело заданной формы.
В декоративно-прикладном искусстве керамика - это все разновидности художественных изделий из обожженной глины: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.
Слайд 4Глина глине рознь…
Глины различают по цвету,
пластичности, способности к сушке и спеканию без образования трещин. Встречающиеся
повсеместно глины рыжего и бурого цвета содержат много окислов железа. Их называют небеложгущимися.
Наряду с обычными глинами для керамики используют каолины - белые разновидности глинистых пород, содержащие больше окиси алюминия. Каолины используются для производства фарфора и фаянса.
Слайд 5История появления керамики.
Керамика появилась 12-15 тыс. лет назад, ещё
в каменном веке. Сосуды лепились руками. В глину, чтобы она
не трескалась при обжиге, добавляли толчёные раковины и измельчённый гранит. Изделия обжигались на кострах. Позднее появились специальные печи.
В медном веке (4 - 6 тысяч лет назад) формы сосудов становятся разнообразными, появляются скульптуры людей и животных. Изделия начинают украшать орнаментом. Вначале узоры выдавливали штампиком и остриём по сырой глине, потом научились делать росписи цветными глинами.
Рисунки условными знаками отображали явления природы (молнию, луну, солнце, воду). Люди верили в магическую (колдовскую) силу этих знаков. Постепенно первоначальный смысл орнаментов забылся, и их стали делать просто для украшения.
Слайд 6 Изготовлением посуды поначалу занимались женщины. Это установлено по отпечаткам пальцев,
сохранившимся на обожжённой глине.
6 тысяч лет назад изобрели гончарный
круг. Древнейший гончарный круг вращали рукой. Потом появился более совершенный гончарный круг, имевший внизу тяжёлое маховое колесо, вращаемое ногами. Это резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий.
Гончарным делом стали заниматься мужчины. В это время и появились ремесленники-гончары.
Слайд 7Подбор сырья
Подготовка глины
Способ изготовления
Сушка
Обжиг
Технология производства керамики
Обработка поверхностей
Слайд 8Сырье
ПЕРВОЕ звено технологической цепи - подбор сырья.
Глину брали вблизи поселения (обычно на берегу реки, озера, в
овраге). Искали чистую, без песка, без гальки, не комковатую. Хорошая глина должна быть однородной, пластичной, хорошо разминаться в руках, при сжатии в кулак - держать форму.
Слайд 9Подготовка глины
Глину в течении нескольких дней замачивают, затем основательно месят,
чтоб она была мягкая и эластичная.
Слайд 10 Глиняную посуду по способам изготовления
можно разделить на лепную и гончарную. К лепным относится выделка
изделий без применения гончарного круга, к гончарным - вытягивание на ручном или ножном гончарном круге.
Чаще всего игрушки делали вместе с посудой, иногда специально. Изготавливали их как гончары, так и просто умельцы.
Игрушки и свистульки в виде животных и птиц получали скульптурной лепкой. Отверствия у таких свистулек проделывали после завершения лепки. Когда изделие подсыхало - в отверствие помещали глиняный шарик, который обжигался вместе с игрушкой. Свистульки - трубочки делали на круглой палочке, которая выгорала при обжиге, образуя отверстие, куда вкладывали горошину.
Способы изготовления
Слайд 11Последовательность формовки сосуда па гончарном круге
Слайд 121 - ручной, 2 - ножной и 3 - электрический
гончарные круги
Слайд 13Декорирование.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один
из древних способов - лощение - очень прост. Поверхность подсохшего
изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.
Слайд 14Изобретение глазурей
Глазурь - это тонкий стекловидный слой, которым покрывают изделие.
Глазурью поливают перед обжигом. Она бывает цветной и бесцветной, прозрачной
и непрозрачной.
Цветные глазури знали уже на Древнем Востоке. Описание способа приготовления глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).
Слайд 15Глазурь
Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива,
тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски яркими и
сочными, полностью предохраняя их от влаги.
Слайд 20Ажурные сквозные кольца
Лепной
Лепной орнамент
Слайд 24Мастер:
Волшебник, художник, творец, создатель, гончар, горшеня; лепит, творит, создает, декорирует,
украшает.
Слайд 25Стиль
Скульптурные изображения птиц, рыб, животных, сказочных образов; традиции, оттенки глины,
обжиг, гончарный круг, жгуты глины, промысел.
Слайд 26Орнамент
Лепной, рыбьи чешуйки, затейливый витой жгут, вдавленные пояски, сквозные, ажурные
кольца
Слайд 27Впечатления
Радость творчества, расцвет таланта, добрые, сказочные существа, удивительно утонченное творчество,
благородство и теплота глины.
Слайд 28Сочинение-рассказ о гончарном искусстве
1. Что такое гончарное ремесло?
2. Когда и
где оно появилось?
3. Как создается керамика?
4. Какие способы декорирования керамики
существуют?
5. Какие впечатления вызывают предметы гончарного искусства?
Слайд 29Домашнее задание
Закончить работу над сочинением-рассказом о народном промысле