Слайд 1
"Деепричастие. Обобщающее
повторение".
Слайд 2
Цель:
Обобщить сведения о деепричастии.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания
о правописании деепричастий, о выделении деепричастного оборота запятыми на письме,
об употреблении деепричастий в речи.
Развивающие:
расширить словарный запас за счет включения в речь деепричастий.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.
Слайд 3 Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, произведите синтаксический
разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.
Добр…та зар…ждаясь в детств… ж…вёт
в душе ч…ловека.
Слайд 4 Осложненное списывание.
(Не)пр…одолимая пр…града, (не) пр…кращающееся (не)счастье, шалаш (не)
построен, (не) пр..одолев пр…пятствия, (не)доумевая, (не) навидя врага, (не) шелохнулся,
(не) освещённый солнцем лес, (не) широкий, но глубокий ручей.
Запишите слова, объяснив их правописание с не.
Правописание НЕ с различными частями речи.
Слайд 5Игра «Третий лишний».
1) Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся.
2) Зарождаясь,
направив, отдающий, умея.
3) Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя.
4) Смеюсь, играя, волнуясь, улыбнувшись.
5) Зная, действуя, земная, обдумав.
Слайд 6Дополни высказывание.
1. Деепричастие - это……..
2. Деепричастный оборот -это…………
3. В предложении
деепричастный оборот является……………
4. На письме деепричастные обороты …………………..
5. Из морфем
в составе деепричастия отсутствует ………………………………
6. Не с деепричастием пишется ……..
Слайд 7Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Графически обозначить деепричастные обороты.
Не
полюбивши дела нельзя его и(з, с)полнить.
Пр…нимаясь за дело соб…рись с
духом.
Осуждая п…ступки других всп…минай свои.
Отважный подвиг требуя награды себя уничтожа…т.
Слайд 8Проверь!
Не полюбивши дела, нельзя его исполнить.
Принимаясь за дело, соберись с
духом.
Осуждая поступки других, вспоминай свои.
Отважный подвиг, требуя награды, себя уничтожает.
Слайд 9Исправь ошибки в постановке знаков
препинания в предложениях с одиночными
деепричастиями и деепричастными оборотами.
Пройдя между камышей, по высохшему болоту
мы
очутились у подножия горы. Град, наполнив
лес медленным шумом просыпался быстро.
Сверкая и искрясь посыпался иней, с
древесных вершин. Дикие звери почуяв
приближающееся бедствие, уходят с
обжитых мест. Все работали, не покладая рук.
Слайд 10Проверь!
Пройдя между камышей по высохшему болоту,
мы очутились у подножия
горы. Град, наполнив
лес медленным шумом, просыпался быстро.
Сверкая и
искрясь, посыпался иней с
древесных вершин. Дикие звери, почуяв
приближающееся бедствие, уходят с
обжитых мест. Все работали не покладая рук.
полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с
ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядом самого автора, с его отношением к героям.
Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?
Выпишите деепричастия, определив их вид.
Слайд 12Сов. в.
Получив,
прочитав,
Несов. в
не «глотая»,
не пропуская,
вникая,
продумывая,
совершая.
Слайд 13Редактирование предложений.
Определите, какие ошибки допущены в употреблении деепричастий и деепричастных
оборотов, предложите правильный вариант предложений.
Открывая книгу, из неё выпал
листок.
Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в памяти.
Слайд 14Проверь!
Когда я открывал книгу, из неё выпал листок.
Когда я прочитал рассказ, он показался мне скучным.
Когда закроешь книгу, герои надолго останутся в памяти.
Слайд 151. Тестирование. Найдите деепричастия:
а) увидел;
б) шлёпая;
г) спеша;
в) поднявши;
д) принявший;
е) свежо
Слайд 162.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не проставлены).
А. Ребятишки
прыгали любуясь ёлкой.
Б. Ребятишки прыгали и любовались ёлкой.
В. Прыгающие ребятишки
любовались ёлкой.
Г. Прыгая ребятишки любовались ёлкой.
Слайд 173.Найдите деепричастие совершенного вида:
а)глядя;
б) сложив;
в) отнявши;
г) прочитав;
д) улыбаясь;
е) балуясь.
Слайд 184. В каком примере НЕ с последующим словом пишется раздельно?
а)
(НЕ) спрашивая
б) (НЕ)установленный телефон
в) (НЕ)большое яблоко
г) (НЕ)греющее солнце
Слайд 194. В каком примере НЕ с последующим словом пишется слитно?
а)
(НЕ)установленные сроки
б) (НЕ) решенная мною задача
в) (НЕ)получив оценку
г) (НЕ)зная правды
Слайд 205. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
Старушка, отложив книгу и
порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.
Успокоясь,
орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.
Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с дубовым леском.
Слайд 216. Прочитайте текст и выполните задания.
Между каменной стеной и растущими
вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка (1). Подчиняясь одному чувству
страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены (2). Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу (3). Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, не слыша своего крика (4).
А. В каких предложениях используется деепричастный оборот?
1) в1 и 4;
2)в 1 и 2;
3)в 1 и 3;
4)в 3 и 4
Б. Сколько запятых пропущено в тексте?
1) одна;
2) две;
3) три;
4) четыре
Слайд 22П.143- 147, упр.908 (придумать 5-7 предложений с данными деепричастными оборотами)
Домашнее
задание.