Слайд 1МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Шолоховского района»
Мастер-класс
Деятельностный подход в обучении
русскому языку.
Калейдоскоп идей.
Учитель Беланова Галина Владимировна
Слайд 2«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер.
Традиционная цель школьного образования - овладение системой знаний.
Современный подход в обучении – необходимыми становятся не сами знания, а КАК и ГДЕ применить знания.
Концепция «учения через деятельность» - Д. Дьюи
Слайд 3Главные этапы урока при реализации деятельностного подхода
Организация деятельности учащихся
по «созданию» знания, указанного в образовательной части урока.
Организация деятельности учащихся
по применению этого знания
Слайд 4 Калейдоскоп идей
Фонетика. Орфография
Звонкие и глухие согласные (Правописание приставок на
З-С)
Фока, хочешь поесть щец?
Какие согласные собраны в данной фразе?
Придумайте свои
слова (предложения), в которых собраны звонкие согласные
(Мы же не забывали друга)
Слайд 5Орфоэпия
Составить текст, включив
следующие слова …
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет
включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки.
В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех наполнял зал, один только бармен переставлял ополоснутые стаканы И вот появилась она, танцовщица, в тунике из атласа, с ирисами в руках. Девушка была красивее всех женщин. Избалованная мужским вниманием, она даже мельком не взглянула на влюбленного в нее юношу.
Слайд 6Грамматические нормы
Родительный падеж мн. числа
В детской сказке колобок по траве
катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок
Шесть гектаров апельсинов, яблок,
груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Слайд 7Орфография
Словарная работа.
Придумай логическую ассоциацию:
Мужчина (настоящий мужчина состоит из
мужа и чина)
Труженик – мошенник (труженик, сколько ни старается, никак
не может приобрести 2 буквы Н, а мошенник себе их запросто наворовал)
Интеллигенция
Слайд 8Орфография.
Е-И в окончаниях глаголов
Подумайте, на какую букву похожа цифра.
I
спряжение- Е,
II спряжение –И
Сформулируй правило.
Ко 2 же спряженью отнесем
мы, без сомненья, все глаголы, что на ИТЬ,исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
И еще ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ и ВИДЕТЬ,
СМОТРЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ , и ВЕРТЕТЬ.
Слайд 9Правописание слов с -ПОЛ
Творческая работа. Составить и записать текст, включив
в него слова с –пол.
Наступило утро. Полдевятого я
отправился в школу. Пол-Антиповки прошел пешком, полдороги проехал на велосипеде, нашел пол-лимона и пол-арбуза.
Прошло полчаса, и начался урок русского языка. Пол-урока все слушали в пол-уха, потом исписали полтетради, а выполнили всего лишь пол-упражнения.
Слайд 10
Когда через полдня я возвратился домой, то смог
вспомнить только часть правила: «Если слово после пол начинается с
согласной, то писать надо слитно»
А как пишутся слова с ПОЛУ, я забыл, и поэтому не стал употреблять их в своем сочинении.
Перед Л и перед гласной, перед буквой прописной слово ПОЛ, любому ясно,
отделяется чертой.
Слайд 11Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Переведи сказку на язык
науки. (Нарисуй)
Из жизни Причастий.
Где живет Причастие? В своем
личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами.
И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые:
Слайд 12
Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех.
Вот Причастие, прихватив пару-тройку Зависимых слов, выходит из ворот
сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая господина Причастный оборот о назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперед. Но если Определяемое слово отстает, охранники –запятые спокойны: Причастный оборот обойдется без них.
Слайд 13Деятельностный аспект содержания обучения
Учебный процесс представляет собой:
Взаимодействие
Решение коммуникативных (проблемных) задач
Учение
через обучение мысли и действию
Деятельностный аспект функций учителя-деятельность по управлению
процессом обучения
«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения»
Л.С. Выготский