Слайд 1Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка
Слайд 2Критерии деления учащихся на группы:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного
труда;
• уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать
и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности
(желание самостоятельно учиться).
Все эти критерии взаимосвязаны.
Слайд 3Каждый класс можно разделить на группы
•
A
B
C
Слайд 4Характеристика групп
С
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной
активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем
другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Слайд 5Задача педагога:
Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.
2. Подбор заданий высокой сложности.
3.
Не увеличивая объем, разнообразить задания.
Слайд 6Задания для группы С
Например:
составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному
материалу;
3) сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей
консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Слайд 7Характеристика групп
B
♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
♦
У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Слайд 8Задача педагога:
1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся,
воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
2. Таким учащимся необходимо
создавать условия для развития.
Слайд 9Характеристика групп
А
♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом
развитии.
♦ Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
♦ Не могут долго удерживать внимание.
♦ Слабо знают ранее изученный материал.
♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Слайд 10Задача педагога:
Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог
З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит
расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Слайд 11Задача педагога:
1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема.
Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На партах – словари и «папка – помощница».
Слайд 12Задача педагога:
4. Посильные проверочные задания.
5. Опорные карточки во время объяснения
и закрепления материала.
6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп
работы.
7. Тот же диктант (С, B), но с пропущенными орфограммами.
Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.
Слайд 13Выводы:
Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:
♦ учитель хорошо знает
ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
♦
ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
♦ в классе есть коллектив;
♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
Слайд 14Примерная схема урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение
необходимого материала.
3. Совместное изучение нового материала.
( Для учащихся
гр. A - повторение в облегченном варианте с учителем;
гр. B. C. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
Слайд 15Примерная схема урока дифференцированного обучения
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой
группы с участием остальных учеников.
6. Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное
домашнее задание.
Слайд 16Планирование урока:
При планировании необходимо:
- определить систему ЗУН, подлежащих усвоению;
- подбор текстов упражнений, определение способов выполнения;
- выделение наиболее
сложных вопросов;
- продумать пути взаимодействия групп,
приемы проверки результатов.
Слайд 17Варианты начала урока
♦ пятиминутки: «жужжащее чтение», «представление» прочитанной книги, вопросы
учителя и учеников по прочитанным книгам;
♦ орфографическая разминка в
форме диктантов по орфографии или др. темам; работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Слайд 18Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 19Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 20Роль педагога
в работе с каждой из групп
Слайд 21Дифференцированное
домашнее задание