Слайд 1ЕГЭ: РУССКИЙ ЯЗЫК
Выполнение задания С
Рекомендации.
Слайд 2План работы над сочинением.
1. Написать вступление.
2. Сформулировать основную проблему, поставленную
автором текста.
3. Прокомментировать её.
4. Изложить авторскую позицию по рассматриваемой им
проблеме.
5. Изложить свое мнение по заявленной позиции автора.
6. Привести 2 аргумента, доказывающих убедительность точки зрения пишущего сочинение.
7. Написать заключение (желательно композиционно связанное со вступление), в котором должен быть вывод.
8. Спокойно, тщательно проверить сочинение.
Слайд 4Важно!
В тексте может быть затронуто несколько проблем ( тогда можно
говорить о проблематике текста), но работать Вы должны только с
одной из них!
Проблема
Комментарий к проблеме
Собственное мнение
Аргументация
собственного мнения
Позиция автора
Слайд 5Выявление проблемы
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2.
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос,
который и является формулировкой проблемы.
Слайд 6Выбираем проблему!
Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно
подчеркнуть в самом тексте.
Какую из них положить в основу сочинения?
Следует сосредоточиться на проблеме,
Которая:
1) находится в центре внимания автора, а не
упоминается вскользь, косвенно;
2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Слайд 7Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема,
которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается
в
том,что…
Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель...
Проблема, поднимаемая…, – это…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
Проблема… не может не волновать современного человека. За-
думался над ней и….
Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор
Слайд 8Основные группы проблем
Человек и общество
Человек и природа
Человек и человек
Человек и
культура/искусство
Человек и язык/речь
Человек и нравственные ценности
Слайд 9Типичные ошибки
Непонимание проблемы или неумение её сформулировать.
Расширение или сужение проблемы.
Чрезмерное
цитирование текста.
Пересказ содержания.
Замена проблемы авторской позицией.
Слайд 10
Человек и общество
Проблема несправедливости социального устройства общества.
В чем заключается смысл
жизни человека?
Проблема воспитания.
Что влияет на формирование личности?
Проблема
формирования духовно развитой личности.
Проблема обучения.
Какова истинная цель обучения?
Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Что такое свобода?
Какого человека можно назвать свободным?
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Проблема выбора профессии.
Слайд 11Человек и природа
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как уберечь мир от экологической катастрофы?
Проблема жестокости и гуманизма
по отношению к животным.
Влияние природы на человека.
Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Слайд 12Человек и человек
Проблема сложности взаимоотношений людей
(гуманное отношение к
окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека
перед другими людьми).
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».
Можно ли избежать конфликта поколений?
В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.
Проблема взаимоотношений подростков.
Слайд 13Человек и культура/искусство
Проблема восприятия искусства.
Проблема восприятия красоты.
Что такое истинная
красота?
Что поможет воспитать эстетический вкус человека?
Проблема духовности в
искусстве.
Проблема экологии культуры.
Почему следует беречь памятники культуры?
Что такое массовая культура?
Как массовая культура влияет на человека?
Как влияет телевидение на человека?
Какова роль книги в жизни человека?
Проблема выбора книг для чтения.
Почему молодежь стала меньше читать?
Может ли Интернет заменить книгу?
Всегда ли полезно скорочтение?
Слайд 14
Человек и язык/речь
Человек и язык/речь
Проблема развития и сохранения русского языка.
Что такое хорошая речь?
Как сохранить чистоту речи?
Проблема засорения
речи жаргонными, заимствованными словами.
Проблема канцелярита.
В чем опасность штампов в нашей речи?
Слайд 15
Человек и нравственные ценности
Проблема подлинных и мнимых ценностей.
Какую роль
в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
Что такое
благородство?
Какие поступки можно назвать благородными?
Что такое честь, совесть?
Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
Как сохранить нравственное достоинство?
Что такое интеллигентность?
Какого человека можно назвать интеллигентным?
Слайд 16Как подготовиться к контекстуальному комментированию проблемы?
Четко придерживаться сформулированной проблемы!
Проследить, как
автор раскрывает в тексте эту проблему («вслед за автором»).
Вопросы
На каком
материале раскрывается проблема?
На какие аспекты проблемы обращается внимание?
Почему именно эти аспекты его волнуют?
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
Слайд 17Комментарий проблемы
(-Можно назвать данную проблему актуальной?
Почему?
Что зависит от
решения данной проблемы?
Интересна ли она молодым людям? Сталкивались ли
вы сами с подобной проблемой?
Как её решали?),
Слайд 18Важно!
Уметь проанализировать что сказано и как сказано.
Увидеть мысли и чувства
автора, понять его замысел.
Грамотно изложить свои наблюдения.
!!! Комментарий всегда должен
опираться на прочитанный текст.
Слайд 22Типичные ошибки
Комментарий отсутствует.
Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не
сформулированная.
Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором.
Допущены фактические ошибки, связанные с
пониманием исходного текста.
Проблема прокомментирована неточно или противоречиво.
Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.
Комментарий заменяется пересказом.
Комментарий заменяется перечнем проблем.
Слайд 23Позиция автора-
это его точка зрения. Автор неизменно
выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами – в художественных) своё
отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир.
Слайд 24Что такое позиция автора?
Говоря о взаимоотношениях
читателя и автора, Л.Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с
творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора, что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?
Слайд 25ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ИДЕЯ) ТЕКСТА
Как отвечает автор на поставленный вопрос?
К
какому выводу приводит читателей? К чему призывает? Давая ответ на
эти вопросы, мы определяем ИДЕЮ ТЕКСТА (ПОЗИЦИЮ АВТОРА).
ИДЕЯ текста зависит от мировоззрения автора. Она выражает отношение писателя (поэта, публициста)
к изображаемому. Иными словами, это авторская концепция мира и человека в нём, авторское представление об идеале.
ИДЕЯ – это образная, эмоциональная, обобщающая мысль автора, это вывод, к которому стремится привести автор читателя.
Слайд 27Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Слайд 28Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит
к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве,
но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Комментирование
авторской позиции
Слайд 29Типичные ошибки
Позиция автора не сформулирована совсем;
Позиция автора сформулирована неверно;
Позиция автора
заявлена, но только не по той проблеме, которую сформулировали;
Вместо позиции
автора представлена позиция героя-рассказчика ( ошибка будет в том случае, если их позиции не совпадают)
Слайд 30Аргументация своего мнения
Ученику необходимо выразить своё отношение
к проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с
ним. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. А обязательными элементами рассуждения являются тезис, аргументы, вывод.
Слайд 31Как построить рассуждение?
Тезис – то, что нужно доказать. Тезисом может
послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора).
Аргумент – фактическое
доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов.
Вывод – итог размышлениям, чему учит текст, к каким действиям побуждает читателей.
Слайд 32ТИПЫ АРГУМЕНТОВ
В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов.
1. Логические
(рациональные) аргументы: факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы
природы, определения, положения юридических законов (или официальных документов, постановлений, нормативных актов), данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев.
2. Иллюстративные аргументы – примеры: а) конкретный пример (пример-сообщение о событии), литературный пример; б) предположительный пример (рассказывающий о том, что может могло бы быть при определённых условиях).
3. Ссылки на авторитет: мнение уважаемого человека (учёного, философа, общественного деятеля), цитата из авторитетного источника, мнение специалиста или эксперта, мнение очевидцев, мнение должностных лиц, общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать или оценивать что-то в обществе.
Слайд 33Ещё советы по написанию сочинения к части С
Слайд 341. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Переделайте его в вопросительное.
2.
Задайте этот вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на
этот вопрос – вы нашли проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируйте её, объясните, зачем она.
3. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.). Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме.
4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да, то продублируйте (желательно текстуальными синонимами) позицию и отношение автора к проблеме, объясните почему. Если нет, то напишите почему.
5. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась.
6.(Не обязательно.) Вынесите главное предложение (или главный вопрос) в начало сочинения, закончите работу призывом, способом решения данной проблемы.
Слайд 35Как правильно понять исходный текст?
Текст
1. О чем?( Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.)
3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?
(Ты найдешь основную проблему текста.)
4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.)
5.Как автору удалось помочь тебе определить цель?
(Ты увидишь роль языковых средств.)
6.Почему были использованы именно эти языковые средства?
7.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ,проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Слайд 36Общие рекомендации
Чтобы продемонстрировать все умения и навыки анализа текста при
написании сочинения на ЕГЭ, нужно:
1) рассмотреть предложенный материал в контексте
современной жизни;
2) обязательно оценить актуальность темы, проблемы;
3) выдержать основные структурные параметры письменной работы:
-- указать фамилию автора предложенного текста;
-- уделить значительное место изложению содержания, но не пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные линии текста;
-- следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов предложенного текста вне зависимости от отношения к ним;
-- после объективного анализа текста выразить своё отношение.
Слайд 37ЗАПОМНИТЕ!
Рецензия, отзыв, эссе пишутся для того, чтобы оценить авторскую информацию
и выразить своё собственное мнение. Субъективный взгляд может быть сколь
угодно спорным, но он должен базироваться на понимании проблем текста. Хорошо запомните! Объем сочинения – 150-300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!!
Слайд 38 Опорные записи для части С (сочинения-рассуждения).
1. Вступление (1-3 предложения).
2.Тема текста (помогут найти ключевые слова).
а) Кто из нас не задумывался о...
б) отрывок из (рассказа, статьи очерка) известного публициста посвящен теме…
3. Основная проблема:
а) автор рассуждения решает (философскую проблему, социальную… войны, мира, политики, идеологии, воспитания, взаимоотношения, человека и природы…)
б) возможно ли…? Как? Что может помочь…? Эту проблему поднимает автор текста.
4. Комментарии (пояснения к статье, проблеме).
а) эта проблема (важная, сложная, актуальная, злободневная)
умы учёных, писателей во все времена…
б) эта проблема актуальна в наше время, потому что…
Кто из нас не сталкивался с подобным явлением?
5. Позиции автора (что хотел сказать, создавая этот текст).
1) автор считает что…
2)ваша позиция (нельзя не согласиться с этой точкой зрения…).
Два своих аргумента!
6) Заключение. Таким образом…