Слайд 1
Путешествие по стране
Русского языка
Урок-игра
Выполнила Шишкина Е.А.
МБУ СОШ №44 г.Тольятти
Слайд 2 Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В
слоеньях хребтов – изумруды да платина,
В реках – осетры, а
в лесах – соболя.
Ну где – укажите! – найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, звучную, сочную русскую речь!
Слайд 3Страна Русский язык
Города Звукоград,
Лексикоград,
Морфемика,
Частиреченкс,
Синтаксиград,
Пунктуация,
Угадайск.
Слайд 4ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Пиктографическое или картинное письмо появилось
в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не
разгаданы.
Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Слайд 5 В Древнерусском государстве письменность появилась IХ
веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были
монахи Кирилл и Мифодий.
Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу.
ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ
Слайд 9Прочтите слово
Зело Иже
Мыслите Аз
Слайд 10День Наума Грамотника
День Наума Грамотника по народному календарю отмечается
совсем скоро – 14 декабря. Наум Грамотник считается покровителем ребят
– учеников. Не зря говорят: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты. Обучение на Руси начиналось осенью, поэтому ко Дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Дети тоже радовались. Они старались сдать этот экзамен успешно. Кому же хотелось опозориться перед отцом, да еще и нарваться на наказание? Сегодня, накануне праздника, я думаю, что вы тоже покажете свои знания и не ударите в грязь лицом.
Слайд 11Продолжите поговорки о грамоте
Пророк Наум поставит ………………………….
Кто грамоте горазд, тому
……………………….
Корень учения горек, да плод …………………..
Красна птица перьем,
а ………………………….
Не учась, и лаптя не ……………………………..
Аз, буки и веди - страшат, ……………………….
Слайд 12Загадки.
Какая водица только для грамотных годится?
Хорошо видит, а слепой.
Жалованья не
получаю, а учу днем и ночью
Переулки
1. Твердый
2. Мягкий
3. Звонкий
4. Глухой
Улица Непарная [ р, л, м, н, й, ч, щ ,ш ,ц ]
Слайд 15Посчитаем сколько звуков [Ц]
в предложении.
Наша ученица Куницына
собирается
отправиться в Братск?
Слайд 16Метограммы
1. Со звуком [с] я не вкусна,
Но в
пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
2. С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою
Слайд 17
3. С [б] мучительной бываю,
С [м] одежду пожираю,
С [р] актеру я нужна,
С [с]
для повара важна.
4. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но [к] на [ц] перемени –
Я по болоту зашагаю.
.
Слайд 18Логогрифы
1. Несет меня с трудом старик,
Но если ю
прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
2. Готов вас напоить водой,
Но [э] прибавите в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, в зале.
Слайд 19Лексикоград
Улица Синонимов
Улица
Антонимов
Улица Омонимов.
Слайд 20Загадки
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для
отдыха, для сна,
Называюсь …
Я – антоним к слову «зной»,
Я
в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня
Слайд 22Частиреченск
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Предлог
Союз
Слайд 23Разбор предложения
На перемене строгая учительница говорила о моей успеваемости.
1. Составьте предложения по схемам:
а)
« П ? » - а.
б) А : « П ! »
Слайд 25Кровавая запятая
1. Помиловать нельзя казнить.
2. Помиловать нельзя казнить
3. Эдуарда убить
не смейте бояться полезно
4. Эдуарда убить не смейте бояться полезно
Слайд 27Криптограмма
Дана пословица: «Кто много читает, тот и много знает».
1 2 3
4 5 3 6 3 7 8 2 9 10 2,
2 3 2 8 4 5 3 6 3 11 5 9 10 2.
Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека
В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?
Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах».
Слайд 29Заключение
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться
на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия,
узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!