Слайд 1ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«Не дать погаснуть живому
огню»
(повторение и обобщение знаний учащихся по теме: «Местоимение»
на
основе рассказа
Е.И.Носова «Живое пламя» )
Учитель: Глазунова А.Н.
Слайд 2И осторожно ходит по земле
Босая память-маленькая женщина…
Е. Исаев «Суд памяти»
Его
безмолвие как будто
Хранят последние салюты!
М.Карим – «Отчий дом»
Слайд 4Село Толмачёво
1
1 января 1925 год – дата рождения Евгения Носова.
Слайд 5Город Артемовск
1927 год – семья Носова переезжает на Украину.
Слайд 6Город Курск
1929 год - возвращаются в город Курск.
Слайд 71943 год – Евгений Носов уходит на фронт.
Награжден орденами Красная
Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и
"За победу над Германией".
Слайд 88 февраля 1945 год -написал рассказ «Красное вино победы».
Слайд 91949 - 1951 год - работает художником-ретушером в газете «Семиреченская
правда» в городе Талды-Курган.
Слайд 101957 год - опубликован первый рассказ Е. Носова «Радуга».
Слайд 11
«Живое пламя»
«Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю
дорогу, - признавался своим читателям Евгений Иванович. – Будут и
непроходимые вязкие места, скрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе…».
Слайд 12
1958 год - напечатана первая книга Е.Носова «На рыбачьей тропе»
Слайд 131961 год - издана книга в Москве «Тридцать зерен».
Слайд 141977 год - напечатана главная книга Е. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Слайд 15 2001 год – Е.Носов удостоен литературной
премии Александра Солженицына.
Звания и награды
Герой Социалистического ТрудаГерой Социалистического Труда (1990).
Награждён
Орденами ЛенинаНаграждён Орденами Ленина (1984, 1990) и
Отечественной войны, медалями.
Государственная премия РСФСР (1975)
Премии журнала «НС» (1973)
Премия «Литературной газетыПремия «Литературной газеты» (1988)
Премия газеты «Правда» (1990)
Слайд 17Премия им. М. Шолохова (1996)
Премия журнала «ЮностьПремия журнала «Юность» (1997)
Премия «Москва — Пенне» (1998)
Премия им. А. Платонова «Умное
сердце» (2000)
премия Александра Солженицынапремия Александра Солженицына (2001) — «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
Пенсия Президента РФ (с 1995).
Слайд 1813 июня 2002 год - умер Евгений Носов в Курске.
Слайд 19
В Курске прошло торжественное открытие памятника известному курскому
писателю Евгению Ивановичу Носову.
Слайд 20«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его
нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному
бытию».
Слайд 21ОГНЕННАЯ ПАМЯТЬ
( идейно-художественный анализ текста)
1. О чём нам хочется говорить,
прочитав рассказ – о быте жителей окраины города, об увлечениях
хозяйки, т.Оли или о памяти сердца?
Слайд 222 В рассказе т.Оля не жалуется на свою судьбу, уже не
плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что нам
даёт право сделать этот вывод?
Слайд 233 В рассказе есть свой герой, сын т.Оли, Алексей, который погиб
в бою, спикировав на своём самолёте на спину фашистского бомбардировщика.
Кто же он, человек –герой? Что же мы о нем знаем? В какой семье он рос? Можно ли сказать, что т.Оля гордилась сыном и до войны?
Слайд 254.Найдите и зачитайте слова т.Оли о судьбе мака и судьбе
сына Алексея. Поясните, как вы понимаете образы:
- «буйно пламенеющего мака»
-берестяного
короба
Слайд 27ИЗ СЛОВАРЯ
ЗАВАЛИНКА- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Сидеть на
завалинке
ЧУЛАН-помещение в доме, служащее кладовой, клеть или часть сеней в
крестьянской избе.
Найти в чулане
Слайд 28
4 Как заканчивает автор своё произведение? Почему т.Оля всю клумбу
засевает маками?
Слайд 29 …(Из)дали маки пох…дили на за(ж, жж)е(н, нн)ые факелы с живыми,
весело полыхающ… на ветру языками пламени.
Легкий в…терок чуть кол…хал
их, а со(?)нце пронизывало полупр..зрач(?)ные алые лепес(?)ки, отчего они то всп..хивали трепетно-ярким огнем, то нал..вались густым б..грянцем. К..залось, стоило подн..сти к ним руку, как тотчас отдернеш(?) ее, опалив пальц…
Маки сл..пили св..ей оз..рной обжигающей яркостью, и рядом (с)ними п..меркли, пот..скнели все эти парижские кр..савиц.., львиные зевы и прочая цв..точн.. .. ристократия…
ЗАДАНИЕ
1.Вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить.
Слайд 30ВЗАИМОПРОВЕРКА
…Издали маки похОдили на заЖЖеННЫе факелы с живыми, весело полыхающИМИ
на ветру языками пламени.
Легкий вЕтерок чуть колЫхал их, а
соЛнце пронизывало полупрОзрачные алые лепесТки, отчего они то вспЫхивали трепетно-ярким огнем, то налИвались густым бАгрянцем. КАзалось, стоило поднЕсти к ним руку, как тотчас отдернешЬ ее, опалив пальцЫ.
Маки слЕпили свОей озОрной обжигающей яркостью, и рядом С ними пОмеркли, потУскнели все эти парижские крАсавицЫ, львиные зевы и прочая цвЕточнАЯ Аристократия…
Слайд 31РАБОТА В ГРУППАХ
ГРУППА1
-найти личные местоимения, указать их грамматические категории, определить
синтаксическую функцию.
ГРУППА2
-найти указательные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую
функцию.
ГРУППА3
-найти относительные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
ГРУППА4
-Местоимения каких разрядов не представлены в тексте? Приведите по 3 примера местоимений каждого разряда.
Слайд 32ТЕСТИРОВАНИЕ
А1 В каком примере НЕ пишется раздельно?
1.не(с)чем сравнить
2.(не)чем писать
3.(не)которые подробности
4.(не)кому
сказать об этом
А2 Найдите неверное утверждение:
Отрицательные местоимения
1 образуются от вопросительных
и относительных местоимений
2 склоняются
3 образуются при помощи приставки НИ
4 пишутся всегда слитно
А3 В каком примере НИ пишется слитно?
(Н…)что (н…)могло снять напряжения, и поэтому (н…)кто не мог уснуть.
1. 2,3 2. 1,2, 3 3. нет 4. 1,3
А4 Укажите ошибку в определении разряда местоимения.
1 какой-то --неопределенное
2 ничей --отрицательное
3 свой --возвратное
4 этот –указательное
А5 В каком случае нет грамматической ошибки?
1) Об той 3) скучаю по вам
2) С им 4) ихний сын
Слайд 33ПРОДОЛЖЕНИЕ
А6. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
1) Никакой 3) кто-то
2) Ничто
4) нисколько
А7. В каком примере пишется «НЕ»?
1) Н_ за что не
спросят;
2) Н_ чего думать об этом;
3) Как Н_ в чём не бывало;
4) Н_ кому не говорил?
А8. Какое слово пишется через дефис?
1)(кое)(с)кем 3)(кое)кого
2)(ни)какого 4)(судо)ремонтный
А9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений:
1)Сколько-нибудь - неопределённое
2)Ваш – личное
3)Такой – указательного
4)Всякий – определительное
А10. Найдите неверной утверждение:
1.В неопределенных местоимениях приставка «НЕ» находиться под ударением и пишется слитно;
2.Неопределенные местоимения образуются от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов;
3.Неоперенные местоимения некто кого-то имеет форму именительного и винительного падежей;
4.Местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
Слайд 34
СИНТАКСИЧЕКСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
1[…ТО + СУЩ.], (КАКОЕ…) – группа 1 (притяжательные)
2[…ТОТ +
СУЩ.], (ЧЕЙ -=) – группа 2 (неопределённые)
3[…ТА + СУЩ.], (КОТОРАЯ…)
– группа 3(возвратные)
4Работа с этимологическим словарём. «История возникновения местоимения «ТОТ»
Слайд 47Домашнее задание
I.Определить роль местоимений в тексте:
«…Я вышел посмотреть на
цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который
своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежным горьковато-пряным ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно бархатные шляпки парижских красавиц. Было много других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы над всем этим пёстрым хороводом цветов и бабочек поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.»
II. Произвести морфологический разбор любых трёх местоимений из текста.