Слайд 1
ПИШУ ГРАМОТНО.
Электронный тренажер для 5-6 классов
Учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Беляева Любовь Ивановна
Слайд 2Мы живем в эпоху великих орфографических открытий.
(В. Томбак )
Дорогой
друг!
Если хочешь писать без ошибок, то тренажер «Пишу грамотно»
именно для тебя. Электронное пособие поможет разобраться в самых важных правилах русского языка. С его помощью ты
сможешь заниматься, когда удобно
повторишь (выучишь) орфограммы в корнях и приставках
научишься применять правила
самостоятельно выберешь задания для отработки умений
проверишь результаты своей работы
Не ленись заниматься и тренажер станет помощником на пути к твоим орфографическим открытиям
Условные знаки: -задание можно проверить;
- вернуться к теме;
- вернуться в начало, в конец;
- вернуться в раздел.
Слайд 3
Аннотация
Орфограммы в
корнях слов
орфограммы в приставках
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 4Орфограммы в корнях слов
(гласные)
ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ Е//И
(часть 1)
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ Е//И (часть 2)
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ А//О
(часть 1)
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ А//О (часть 2)
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ А//О
(ЧАСТЬ3)
Слайд 5Проверяемые безударные гласные
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2
№3 № 4
Слайд 6Безударные гласные в корне слова
Слайд 7Безударные гласные в корне слова
Ставлю ударение
Определяю, в какой части
слова
орфограмма
Корень
Подбираю проверочное однокоренное слово с ударением на гласном
в корне
Проверяю, не принадлежит ли данный корень к группе корней с чередующимися
гласными
Слайд 8Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы в словах.
Пл..довый
С..довник
Набр..сать
Дв..рец
Кр..тенок
Г..рластый
Л..хматый
М..дельер
Р..димый
К..нечный
К..стяшка
Кр..шить
В..лчица
Спр..сил
Хв..инки
Гр..чиный
К..фтёнка
К..пировать
Т..птание
Т..лстовка
Тр..пический
Д..внишний
М..хнатый
Н..рмальный
Б..дрящий
К..смический
Зл..дей
Л..рец
Кр..пление
Уг..щение
Нагр..ждение
Из..бражать
Задр..жать
Бр..сать
Препод..ватель
Созд..вать
Р..скошный
Состр..дание
Слайд 9Ответ
Плодовый
Садовник
Набросать
Дворец
Кротенок
Горластый
Лохматый
Модельер
Родимый
Конечный
Костяшка
Крошить
Волчица
Спросил
Хвоинки
Грачиный
Кофтёнка
Копировать
Топтание
Толстовка
Тропический
Давнишний
Мохнатый
Нормальный
Бодрящий
Космический
Злодей
Ларец
Крепление
Угощение
Награждение
Изображать
Задрожать
Бросать
Преподаватель
Создавать
Роскошный
Сострадание
Слайд 10Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы в словах.
Пл..скание
П..стреет
Д..ржатель
Д..шевизна
Л..кционный
Сл..гка
М..рзлота
П..шком
В..сячий
П..чурка
Д..сятка
Гр..бенка
М..галка
Св..тить
Л..денец
Скр..пить
Н..беса
Гн..лушка
Б..лизна
Кл..новый
Л..пной
Г..ниально
Вздр..мнуть
П..строта
В..ночек
С..роватый
Гр..чанка
Л..пучка
Оскв..рнить
Д..ковинка
См..стить
Б..жать
С..мволика
Тр..щание
С..рьга
Л..гко
В..ртеть
Выч..сление
Ед..ница
Зам..чание
Об..татель
См..ркаться
Прибл..жаться
Уд..ление
Сл..дить
Слайд 11Ответ
Плескание
Пестреет
Держатель
Дешевизна
Лекционный
Слегка
Мерзлота
Пешком
Висячий
Печурка
Десятка
Гребенка
Мигалка
Светить
Леденец
Скрепить
Небеса
Гнилушка
Белизна
Кленовый
Лепной
Гениально
Вздремнуть
Пестрота
Веночек
Сероватый
Гречанка
Липучка
Осквернить
Диковинка
Сместить
Бежать
Символика
Трещание
Серьга
Легко
Вертеть
Вычисление
Единица
Замечание
Обитатель
Смеркаться
Приближаться
Удаление
Следить
Слайд 12Упражнение 3. Расставь ударение в словах, подбери родственные слова с
ударными гласными.
Б_чевать, благ_воление, вдал_ке, доп_здна, др_хлеть, ед_ничный, зак_лоть, зак_лить, зап_вала,
истр_пать, изл_мать, кн_жение, л_кторий, л_пнина, м_нер, нав_рить, нак_вальня, зал_вать, к_товый, см_гчение, прит_снять, ст_рожил, уд_вляться, об_дрённый, од_р_венелый, уд_литься, упл_тнить, запл_тить, щ_дрота.
Слайд 13Ответ
Бич - бичев`ать, благой- благовол`ение, далёкий - вдалек`е, поздний
-допоздн`а, дряхлый -дряхл`еть, единый - един`ичный, укол -закол`оть, накал -
закал`ить, песня -запев`ала, истрёпанный -истреп`ать, ломкий -излом`ать, князь - княж`ение, лекция - лект`орий, лепим -лепн`ина, мины -мин`ёр, варят - навар`ить, ковка -наков`альня, прилив - залив`ать, кит- кит`овый, мягкий - смягч`ение, тесный - притесн`ять, старый - старож`ил, сторож – сторож`ил, дивный - удивл`яться, бодрость -ободр`ённый, дерево, древко - одеревен`елый, дальний - удал`иться, плотный - уплотн`ить, платят - заплат`ить, щедрость, щедр`оты, - щедрот`а.
Слайд 14Упражнение 4. Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова, обращая внимание
на их значение
Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу
- разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом
Слайд 15Ответ
Чистота (чистый) эксперимента – частота (часто) волн, разрядить (заряд)
атмосферу – разредить (редкий) посевы, сплотить (плотный) единомышленников – заплатить
(переплата) долг, спуститься в цветущую долину (дол) - быть вдалеке (дальний) от дома, спешите (спешно) видеть – спишите (писарь) данные, облеченный (облечь) властью - обличенный (улика) судом
Слайд 16Правило
Алгоритм
Упражнения
№1 №2 №3
Слайд 17
Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением,
определяется по орфографическому словарю.
Слайд 18Ставлю ударение
Определяю часть слова
Подбираю проверочное слово
Вспоминаю правописание
Проверяю по орфографическому
словарю
Слайд 19Упражнение 1 Вставь пропущенные буквы
Абс__лютный, ав___нгард, ав__нтюра, ак__демия, акв__рельный, ап__льсиновый,
б__гровый, б__рлога, б__седующий, в___кансия, в___кцина, в__риант, в___ликий, в__ликолепный, в__негрет, в__стибюль,
в__т__ран, выр__зительный, ген__альный, г__рбарий, г__ризонт, г__рячий, д__агноз, д__ректор, д__кумент, завтр__шний, инт__рес, инф__рмация, к__вычки, к__л__ндарь, к__рьера, к__ммуникабельный, комп___нент, к__мпр__мисс, к__нституция, к___нтинент, к__ридор, к__ричневый, к___рректор, кр__стьянин, кр__терий, л__зурь, л__нгвистический, л__терея
Слайд 20Ответ
Абсолютный, авангард, авантюра, академия, акварельный, апельсиновый, багровый, берлога, беседующий,
вакансия, вакцина, вариант, великий, великолепный, винегрет, вестибюль, ветеран, выразительный, гениальный,
гербарий, горизонт, горячий, диагноз, директор, документ, завтрашний, интерес, информация, кавычки, календарь, карьера, коммуникабельный, компромисс, конституция, континент, коридор, коричневый, корректор, крестьянин, критерий, лазурь, лингвистический, лотерея.
Слайд 21Упражнение 2 Вставь пропущенные буквы
Маг_страль, м__ридиан, м__тафора, м__н__атюра, нав__ждение, н__речие,
ор__гинальный, __рнам__нт, п_л__садник, п__норама, п__йзаж, п__ролон, пос__щать, през__дент, пр__тензия, прив__легия,
пр__оритетный, прод__монстрировать, р__альный, рег__он, р__шить, с__минар, сер__ал, с__стема, с__туация, с__бака, т__ржественный, тр__диционный, уд__влетворительно, ф__милия, ф__гурировать, фил__рмония, ф__лология, фраз__ологизм, х__рактеристика, хор__ографический, ц__р__мония, ч__ловек, ш__девр, эл__мент, эт__кетка
Слайд 22Ответ
Магистраль, меридиан, метафора, миниатюра, наваждение, наречие, оригинальный, орнамент, палисадник,
панорама, пейзаж, поролон, посещать, президент, претензия, привилегия, приоритетный, продемонстрировать, реальный,
регион, решить, семинар, сериал, система, ситуация, собака, торжественный, традиционный, удовлетворительно, фамилия, фигурировать, филармония, филология, фразеологизм, характеристика, хореографический, церемония, человек, шедевр, элемент, этикетка
Слайд 23Упражнение 3. Перепиши, вставляя пропущенные буквы. Проверь написание слов с
пропущенными буквами.
1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз
и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.).
Слайд 241. Канарейка завертела хорошенькой хохлатой головкой, наклоняя ее вниз и
набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась
и тихая песенка коноплянки (М. Г.). 3. Зеленые гирлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, георгинов, левкоев и гвоздики, обвивали спирально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый табун лошадей, крытых попонами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, катастрофы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами окаймляло берег (Бун.).
Ответ
Слайд 25Чередующиеся гласные е//и
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2
№3
Слайд 26В корнях с чередующимися гласными е//и буква е пишется, если за
корнем нет суффикса -а- ;
если суффикс -а- есть, то в
корне пишется буква и :
вытереть-вытирать,
замереть – замирать,
блестеть – блистать.
Знакомься, ИРА!
Слайд 27Нахожу корень в слове
Пишу в корне И
Определяю, может ли
в нем проходить чередование
Ищу суффикс –а - (сочетание ИРА)
Есть
Нет
Пишу в корне Е
Применяю другие правила
Слайд 28
Упражнение 1. Найди и выпиши слова , в которых есть
сочетание –ира-.
1) Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на
крыльцо
И взялася за кольцо…. (Пушк.) 2) Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (Пауст.) 3) Петя стаскивал старую шапочку и вытирал ею мокрые от росы щеки. (Пауст.) 4) Люди пишут, а время стирает,
все стирает, что может стереть.
Но скажи – если слух умирает,
Разве должен и звук умереть? (Марш.)
Слайд 29Ответ
Подбираясь
Удирала
Вытирал
Стирает
Умирает
Слайд 30Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы. Распредели слова в два столбика
в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначь условия выбора
орфограммы.
Соб_раться, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, приб_рет, оп_реться.
Слайд 31Собираться, собирать, забирать, запирать, собирающий,
замирать, вытирать, выбирать, избиратели прибирать,
замирало, умирать, растирать,
выдираю, забираю
замереть запереть, протереть замерло, умереть, приберет,
опереться, протереть
Ответ
Слайд 32Упражнение 3. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из текста
однокоренные слова и разберите их по составу.
Царь велел приве…ти в
подземные покои красавицу Данаю и зап…реть все двери на крепкие засовы. Царевне оставили вволю еды и питья, но отп…рать т…мницу и вх…дить к Данае было запр…щено даже ее служанкам.
(По книге «Мифы Древней Греции»)
Слайд 33Ответ
Царь велел привести в подземные покои красавицу Данаю и
запереть все двери на крепкие засовы. Царевне оставили вволю еды
и питья, но отпирать темницу и входить к Данае было запрещено даже ее служанкам. (По книге «Мифы Древней Греции»)
Запереть - отпирать
Слайд 34
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 № 2 №3 № 4
Памятка
Чередование букв Е//
продолжает командовать
-блест- блистА-
-стел- -стилА-
-жег- -жигА-
-чет- -читА-
Исключение: сочетать,
сочетание
В корнях -блест- ,-стел-,
-жег- ,-чет- пишется
буква Е, если после корня
нет суффикса -а-
Если после корня стоит
суффикс –а- , то в корне
пишется И.
Слайд 36Нахожу корень в слове
Проверяю, относится ли он к корням с
чередованием Е//И
Да
Смотрю на суффикс после корня
Есть А
Пишу
И
Нет А
Пишу Е
Нет
Применяю другие правила
Слайд 37Упражнение 1. Обозначь условия выбора орфограммы.
Блестеть- блистать, вытереть- вытирать,
запереть –запирать, расстелю – расстилать, вычесть –вычитать, отдеру- отдирать, натереть
–натирать, соберу- собирать, выжечь –выжигать.
Слайд 38Ответ
Блестеть- блистать, вытереть- вытирать, запереть –запирать, расстелю – расстилать,
вычесть –вычитать, отдеру- отдирать, натереть –натирать, соберу- собирать, выжечь –выжигать.
Слайд 39Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы, графически объясни выбор буквы в
корне.
Выж…гал – выж…г, расст…лать – расст…лить, бл…стать – бл…стеть, заж…г-
заж…гать, заж..галка – заж…чь, выч…тать – выч…сть, пробл..ски- бл…стательный, выст…лить – выст…лать.
Слайд 40Ответ
ВыЖИГал – выжег, расСТИЛать – расстелить, БЛИСТать – блестеть,
зажег- заЖИГать, заЖИГалка – зажечь, выЧИТать – вычесть, проблески- БЛИСТательный,
выстелить – выСТИЛать.
Слайд 41Упражнение 3 . Образуй однокоренные слова с суффиксом -А-
Отчет, разжег,
почет, застелить, блестит.
Слайд 42Ответ
Отчет- отчитать
Разжег- поджигать, выжигать, прижигать
Почет – почитать, почитаемый
Застелить
– застилать, перестилать, подстилать
Блестит – блистать, блистающий, заблистать
Слайд 43Памятка.
Как развивать зрительную память
Шаг 1. Прочитайте предложение вслух, отчетливо
и ясно проговаривая каждое слово.
Шаг 2. Прочитай это же предложение
еще раз про себя.
Шаг 3. Просмотри его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова.
Шаг 4. Закрой глаза и мысленно разборчиво напиши это предложение.
Если в написании какого-либо слова будете не уверены, откройте глаза и снова прочитайте все предложение, повторив шаг1, шаг 2, шаг 3.
Шаг 5. Запишите предложение в тетрадь.
Шаг 6. Сверьте написанное с образцом.
Если допустили ошибки, исправьте их и повторите шаг 1, шаг 2, шаг 3, шаг 4, шаг 5, шаг 6.
Слайд 44Упражнение 4. Запиши предложения по памяти . Как это делать
правильно, узнай из памятки.
1)Ослепительно бл_снула молния. 2)Оратор не бл_стал
красноречием. 3)Кругом расст_лается бесконечная долина. 4) Бл_стит на солнце тонкая нить паутины. 5)Медленно заж_гаются звезды на вечернем небе. 6)Пост_ли скатерть, вышитую мережкой, на стол. 7)Сж_гание мусора производится в обычных печах.
Слайд 45Ответ
1) Ослепительно блеснула молния. 2)Оратор не блистал красноречием. 3)Кругом
расстилается бесконечная долина. 4)Блестит на солнце тонкая нить паутины. 5)
Медленно зажигаются звезды на вечернем небе. 6) Постели скатерть, вышитую мережкой, на стол. 7)Сжигание мусора производится в обычных печах.
Слайд 46Чередование А//О
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2 №3
№4
Слайд 47В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за
корнем следует суффикс
-а-:
полагать — положить, касаться — коснуться.
Исключение: полог
Слайд 48Нахожу корни ЛАГ//ЛОЖ, КАС//
КОС
Ищу суффикс –А-
Есть –А-
Нет –А-
Пишу А
Пишу О
Слайд 49Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы.
Распол_гаться, изл_гать, прик_снуться, предпол_жение, к_сались,
сл_гаемое, к_сательная, изл_жение, предл_жить, распол_гать, прил_гательное, неук_снительно, ул_жить, выл_жить, разл_жение,
обл_гать, соприк_сновение
Слайд 50Ответ
Располагаться, излагать, прикоснуться, предположение, касались, слагаемое, касательная, изложение, предложить,
располагать, прилагательное, неукоснительно, уложить, выложить, разложение, облагать, соприкосновение
Слайд 51Упражнение 2. Пользуясь памяткой, запиши стихотворение. Подчеркни слова, в корне
которых может быть чередованием а//о
Бутерброд
Чудак-математик
в Германии жил.
Он хлеб
с колбасою
случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
(Г. Сапгир.)
Слайд 52Ответ
Бутерброд
Чудак-математик
в Германии жил.
Он хлеб с колбасою
случайно сложил.
Затем
результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
(Г. Сапгир.)
Слайд 53Упражнение 3. Заполни словами таблицу
К_саться, к_снуться, к_снувшись, неук_снительно, прик_сновение,
соприк_саться, соприк_сновение, к_саясь, к_сание, прик_сновение, к_сательная, к_сательно, к_сательство, прик_сание, неук_снительно.
Безотл_гательный,
безотл_жный, благораспол_жение, возл_жение, возл_гаемый, возл_жить, дол_жить, зал_женный, изл_гать, изл_жение, местопол_жение, нал_гать, неотл_жный, низл_женный, обл_гаться, обл_жной, предл_гать, разл_гаться, разл_жение, усл_жняться.
Слайд 55Упражнение 4. На месте прочерков вставьте подходящие по смыслу слова
с корнем –кас-, -кос-.
Весна _______ своим дыханием промёрзлой земли, но
робкое ______ весны ещё не пробудило всей природы.
Доброе солнышко ________ к травам и цветам, и от этого _______ закипела жизнь в маленьких стебельках.
Ветви ивы почти _______ холодной воды.
Слайд 56Ответ
Весна прикасается своим дыханием промёрзлой земли, но робкое прикосновение
весны ещё не пробудило всей природы.
Доброе солнышко прикоснулось к травам
и цветам, и от этого прикосновения закипела жизнь в маленьких стебельках.
Ветви ивы почти касаются холодной воды.
Слайд 57Чередование А//О
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 № 2 №3 №4
Управляет ударение
Слайд 58В корнях -гор-, -клон-,-твор- без ударения пишется буква о:
наклоня́ть, загора́ть.
Исключения: у'тварь; вы́гарки, при́гарь.
В
корне -зар- без ударения пишется а:
заря́, зарни́ца.
Корень -плав- пишется с
буквой а:
сплавлять, плавник, поплавок.
Исключения: пловец, пловчиха
Слайд 59Ставлю ударение
Ударение в корне
Пишу, что слышу
Корень безударный
-ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-
Пишу О
-ЗАР-, -ПЛАВ-
Пишу А
Слайд 60Упражнение 1. Обозначь корни в словах.
Озарение, горение, натворить, сгоряча,
плавление, вытворять, уклоняться, сплавлять, растворение, склонение, стихотворение, погорячиться, плавучий.
Слайд 61Ответ
Озарение, горение, натворить, сгоряча, плавление, вытворять, уклоняться, сплавлять, растворение,
склонение, стихотворение, погорячиться, плавучий.
Слайд 62Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы
Скл_ниться, накл_нить, прекл_няться; затв_рить, тв_рение, тв_рчество;
заг_реть, сг_рать, разг_раться, г_реть; з_рька, з_ря, з_рница, оз_рять; попл_вок, пл_вучесть.
Слайд 63Ответ
Склониться, наклонить, преклоняться; затворить, творение, творчество; загореть, сгорать, разгораться,
гореть; зорька, заря, зарница, озарять; поплавок, плавучесть.
Слайд 64
Упражнение 3. Найди «ошибкоопасные» места в выделенных словах. Обратись к
памятке. Запиши предложения по памяти.
В лесу часто возникают пожары. Сухие
листья, хвоя, мох – все это легко воспламеняется.
При пожаре загорается хворост, валежник. Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые елочки и сосенки.
На месте пожара остаются обгорелые деревья, сгоревшие ягодники, медоносы. Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.
Слайд 65
Упражнение 4. Выпиши слова с чередованием в корнях, которыми управляет
ударение. Вставь пропущенные буквы.
1) Ваня б…жал босиком по г…рячей
п…счаной дороге.2)Пахло г..рью и сухой гвоздикой.3) З..ря разг..релась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цв…тами мокрого снега. 4) Широкая улыбка оз..ряла широкое и простодушное лицо Хоттабыча.5) Мама накл..нилась и вытащила из-под дивана пл…теную корзину. 6) Над рекой накл..нясь что-то ш…пчет камыш, а кругом на полях непробудная тишь.
Слайд 66Ответ
Ваня бежал босиком по горячей песчаной дороге.2)Пахло гарью и
сухой гвоздикой.3) Заря разгорелась за окнами, и в ее свете
стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. 4) Широкая улыбка озаряла широкое и простодушное лицо Хоттабыча.5) Мама наклонилась и вытащила из-под дивана плетеную корзину. 6) Над рекой наклонясь что-то шепчет камыш, а кругом на полях непробудная тишь.
Горячей, заря, разгорелась, озаряла, наклонилась, наклонясь.
Слайд 67 Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2 №3
Чередование А//О
Слайд 68В корнях -раст-, -ращ- // -рос-, необходимо правильно определить корень.
В случае, когда за гласной следует -ст- или -щ-, следует
писать -а-, во всех остальных случаях необходимо писать -о-.
Возраст, выращивать
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
Если в корне скак//скоч за гласной следует к, пишется а, в остальных случаях - о: скакать, выскочка.
Исключения: Скачок, скачу
Слайд 69Все зависит от согласного
ЗАПОМНИ
-рА
СТ-
Щ-
-скА
к
-рО
С-
-скО
Ч-
Слайд 70Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы.
Нежное р_стение, живет в Р_стове-на-Дону,
густые зар_сли, ср_щение сломанной руки, р_стения ботанического сада, подр_стающее поколение,
старый р_стовщик, выр_щенный урожай, вск_чить в вагон, девчонка-выск_чка, отск_чил от пола, переск_чить через ров, вск_кивать с места, приск_кать к финишу.
Слайд 71Ответ
Нежное растение, живет в Ростове-на-Дону, густые заросли, сращение сломанной
руки, растения ботанического сада, подрастающее поколение, старый ростовщик, выращенный урожай,
вскочить в вагон, девчонка-выскочка, отскочил от пола, перескочить через ров, вскакивать с места, прискакать к финишу.
Слайд 72Упражнение 2. Найди слова с корнями –раст-, -рос-
Растущий, прорастающий, простейший,
росточек; простачок, выросли, отросло, подрастать; роскошный, расти, растаять, растворимый; растительный,
растолстеть, растение, растяпа.
Слайд 73Ответ
Растущий, прорастающий, росточек; выросли, отросло, подрастать, расти, растительный, растение.
Слайд 74Упражнение 3. Вставь подходящие по смыслу слова с корнями –раст-(ращ),
-рос-, -скак-, -скоч-
1) Интересно понаблюдать за развитием бобовых _____.
2) Слабый _____ расталкивает комья земли и тянется к свету. 3) Василиса Премудрая ______ с коня на землю. 4) Девочка будто из-под земли ________. 5) Это большой лес, и в нем сколько угодно места для того, чтобы прыгать и _____. 6) В воде зеленели _____, бурлила жизнь, и рыбы были сыты и веселы.
Слайд 75Ответ
1) Интересно понаблюдать за развитием бобовых растений. 2) Слабый
росток расталкивает комья земли и тянется к свету. 3) Василиса
Премудрая соскочила с коня на землю. 4) Девочка будто из-под земли выскочила. 5) Это большой лес, и в нем сколько угодно места для того, чтобы прыгать и скакать. 6) В воде зеленели водоросли, бурлила жизнь, и рыбы были сыты и веселы.
Слайд 76Орфограммы в приставках
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
БУКВЫ З, С
НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК
БУКВЫ О, А В ПРИСТАВКАХ
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
БУКВЫ
Е, И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ-.
Слайд 77Неизменяемые гласные и согласные в приставках
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2
№3 №4 №5
Слайд 78
Гласные и согласные в приставках
ПРЕД-(ПРЕДО-)
ПОДО- (ПОД-)
ПЕРЕ-
НАД-
ПРО-
ДО-
ЗА-
НА-
ПО-
ОБ-
ОТ-
В-
О-
У-
С- (СО-)
всегда
пишутся одинаково
ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ , ЗДОРОВЬЕ
Слайд 79Нахожу корень
Убеждаюсь, что есть приставка
Нет приставки
Применяю правила для
корней
ПРЕД-(ПРЕДО-)ПОДО- (ПОД-)
ПЕРЕ-НАД-ПРО-ДО-
ЗА- НА-
ПО-ОБ-
ОТ-В-
О-У-С- (СО-)
Пишу всегда одинаково
Слайд 80Упражнение 1. Найди приставку в словах .
Дошел, зашел, нашел, пошел,
вошел, прошел, обошел, перешел.
Подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал,
сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить.
Слайд 81Ответ
Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел.
Подбил, подъехал,
обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал, сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить,
представить.
Слайд 82Упражнение 2. Найди приставку в словах
Завернуть, отвернуть, свернуть, перевернуть,
повернуть, вывернуть, подвернуть.
Выгладить, прогладить, отгладить, огладить, сгладить.
Представлять, предоставлять.
Отписки, описки. Осуждать,
обсуждать. Отставить, обставить, оставить.
Поменять, променять.
Слайд 83Завернуть, отвернуть, свернуть, перевернуть, повернуть, вывернуть, подвернуть.
Выгладить, прогладить, отгладить, огладить,
сгладить.
Представлять, предоставлять.
Отписки, описки. Осуждать, обсуждать. Отставить, обставить, оставить.
Поменять, променять.
Ответ
Слайд 84Упражнение 3. Найди приставку в словах
Сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, сдуть, сгустить,
сжимать, здесь срослись две березки, сгорбиться, сжалиться, сжечь, сжаться, сгрызть, сглазить.
Слайд 85Ответ
Сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, сдуть, сгустить, сжимать, здесь срослись две березки, сгорбиться,
сжалиться, сжечь, сжаться, сгрызть, сглазить.
Слайд 86Упражнение 4. Вставь в слова пропущенную букву з или с
_гущенное
молоко, прекрасное _доровье, _берегательная касса, _дание кинотеатра, _дешние жители, _горбленный
человек, _бритая борода, сдать в библиотеку, _грести листву, _доровяк в лесу.
Слайд 87Ответ
Сгущенное молоко, прекрасное здоровье, сберегательная касса, здание кинотеатра, здешние
жители, сгорбленный человек, сбритая борода, сдать в библиотеку, сгрести листву,
здоровяк в лесу.
Слайд 88Упражнение 5. Выпиши из текста слова с неизменяющимися приставками.
В далекие
времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь
не пристала ни к тем, ни к другим и все выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец все-таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали ее, и к зверям ей уже пристать нельзя было. С тех пор летучая мышь живет по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристает ни к зверям, ни к птицам.
(Н. Л. Толстой.)
Слайд 89Ответ
Выжидала, сначала, побивали, называла, передалась, уверяла, прогнали, сумерками.
Слайд 90Буквы З-, С- на конце приставок
Правило
Алгоритм
Упражнения
№1 №2
№3 №4
Б, В, Г, Д, З, Ж,
Р,
Л, М, Н, Й
П, Ф, К, Т, С, Ш , Х, Ц, Ч, Щ
Слайд 91В приставках, оканчивающихся на -З
БЕЗ-
ВОЗ-
ВЗ-
ИЗ-
НИЗ-
РАЗ-
РОЗ-
ЧРЕЗ-
ЧЕРЕЗ-
перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.
ПРИСТАВКИ З
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ
Слайд 92Определяю, есть ли в слове приставка
Определяю, заканчивается ли на з-
или с-
Первая буква корня гласная
Смотрю на первую букву корня
Первая
буква корня согласная
Пишу букву З
Определяю, какая согласная
Звонкая
Глухая
Пишу букву С
Слайд 93Упражнение 1. Вставь буквы з или с
Ра_ падаться, _падать, _варить, ра_бить, _близить, ра_валить,
ра_грузить, _грузить, ра_двинуть, бе_корыстие, бе_защитный, бе_вредный, и_баловать, и_крошить, бе_ полезный, и_ вестие, и_ портить,
ра_ клеить, ра_ грабить, ра_ жечь, в_ грустнуть, в_ кипятить, ра_ бросать.
Слайд 94Ответ
Распадаться, спадать, сварить, разбить, сблизить, развалить, разгрузить, сгрузить, раздвинуть, бескорыстие, беззащитный, безвредный, избаловать,
искрошить, бесполезный, известие, испортить, расклеить, разграбить, разжечь, взгрустнуть, вскипятить, разбросать.
Слайд 95Упражнение 2. От сочетаний имени существительного и предлога образуйте и
запишите имена прилагательные.
Пример: без дома – бездомный.
Без просвета
Без цены
Без
шума
Без сердца
Без жизни
Без защиты
Без чувств
Без обиды
Без права
Без ответа
Без смерти
Без усов
Без сна
Слайд 96Ответ
Беспросветный
Бесценный
Бесшумный
Бессердечный
Безжизненный
Беззащитный
Бесчувственный
Безобидный
Бесправный
Безответный
Бессмертный
Безусый
Бессонный
Слайд 97Упражнение 3. Заполните таблицу словами
Бе_вкусица, _течь, бе_жалостный, и_жога, о_блеск, бе_форменный,
наслаждение, пр_свещать, пер_мирие, и_следование, заменить, подучить, во_торжествовать, по_росток, бе_предельный,
высушить, обменять.
Слайд 99Помни!
-С + С- =_СС_ рассвет
Упражнение4.
Вставь на месте пропуска одно или два с.
1) Злая волшебница
Гингема погрозила в пространство и__охшим кулаком. 2) Элли подбежала к двери, ра__пахнула ее и в__крикнула от удивления. Вокруг ра__тилалась зеленая лужайка. 3) Кода мрак ра__еялся, Виллины уже не было: волшебница и__чезла. 4) Друзья устремились к месту происшествия. 5) Элли спросила мигунов , нет ли среди них искусных кузнецов. Оказалось, что страна и__тари славилась замечательными часовыми мастерами, ювелирами, механиками. Узнав, что дело идет о во__тановлении железного человека, товарища Элли , мигуны уверили ее , что каждый из них готов сделать все.
(А.Волков)
Слайд 100Ответ
1) Злая волшебница Гингема погрозила в пространство иссохшим кулаком.
2) Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от
удивления. Вокруг расстилалась зеленая лужайка. 3) Кода мрак рассеялся, Виллины уже не было: волшебница исчезла. 4) Друзья устремились к месту происшествия. 5) Элли спросила мигунов , нет ли среди них искусных кузнецов. Оказалось, что страна исстари славилась замечательными часовыми мастерами, ювелирами, механиками. Узнав, что дело идет о восстановлении железного человека, товарища Элли , мигуны уверили ее , что каждый из них готов сделать все.
(А.Волков)
Слайд 101Буквы о, а в приставках
рос-, рас-, роз-, раз-
Правило
Алгоритм
Упражнения
№1 №2
Слайд 102В приставках
РОЗ-, РОС- под ударением пишется О
РАЗ-, РАС- без ударения - А.
р`оспись, раскл`ад
Слайд 103Нахожу приставку
Пишу О
Ставлю ударение
Пишу А
Ударение на приставке
Приставка
безударная
Слайд 104Упражнение 1. Вставь пропущенные буквы.
Р_ссыпь, р_ссказни, р_ззадорить, р_сстроиться, р_ссечь,
р_ззвонить, р_ссчитать, р_счесть, р_збрызганный р_зыгрыш, р_зданный, р_здых, р_зыск, р_зжигать, р_зжиреть,
р_змельчить, р_змен, р_скалённый, р_скопанный, р_спашь, р_спуск, р_счерк, р_звлечься, р_здаривать, р_згорячённый, р_здать, р_скормленный, р_скрашивать, р_ссеянный, р_ссказчик, р_стерянный, р_сцеловать, р_схаживать, р_счёсывать, р_сшибиться.
Слайд 105Ответ
Р`оссыпь, р`оссказни, раззад`орить, расстр`оиться, расс`ечь, раззвон`ить, рассчит`ать, расч`есть, разбр`ызганный
р`озыгрыш, р`озданный, р`оздых, р`озыск, разжиг`ать, разжир`еть, размельч`ить, разм`ен, раскалённый, раск`опанный,
р`оспашь, р`оспуск, р`осчерк, развл`ечься, разд`аривать, разгорячённый, разд`ать, раск`ормленный, раскр`ашивать, расс`еянный, расск`азчик, раст`ерянный, расцелов`ать, расх`аживать, расчёсывать, расшиб`иться.
Слайд 106Упражнение 2. Подставь приставку раз-, рас- ;
рос- или роз-
....стояние,....колоть,
.....весёлый, .....любезный, ....несчастный, .....прекрасный, ....чудесный, ....паковать, ....плести, .....ыгрыш, ....казни, ....сказ,
.....ыграть, ....свет, ….дых, ….писаться, ….пись, электро…жиг.
Слайд 107Ответ
Расстояние, расколоть, развесёлый, разлюбезный, разнесчастный, распрекрасный, расчудесный, распаковать, расплести,
розыгрыш, росказни, рассказ, разыграть, рассвет, роздых, расписаться, роспись, электророзжиг.
Слайд 108Буквы е, и в приставках ПРЕ-,ПРИ-
Правило
Алгоритм
Упражнения
№ 1 №2
№3 №4
№5 №6 №7
Слайд 109
Выбор приставки ПРИ- или ПРЕ-
зависит от их значения.
Приставка ПРИ- обозначает:
приближение:
приехать, приблизиться;
присоединение: пришить, прибить;
неполноту действия: привстать, приоткрыть;
сопутствующее действие: припевать, приговаривать;
нахождение вблизи чего-либо: пригород, пришкольный;
доведение действия до конца: приучить, прислать.
Приставка ПРЕ- соответствует по значению:
слову очень, которым можно заменить приставку пре- :
превозносить ( = очень возносить ),
преинтересный ( = очень интересный );
приставке пере- , которой можно заменить приставку пре- :
преграда ( = перегородить ), прервать ( = перервать ).
Слайд 110Могу заменить словом ОЧЕНЬ
приставкой ПЕРЕ-
Слово начинается с пре-при-
Убеждаюсь, что
это приставка
Определяю смысл приставки
Это часть корня
Приближение
Присоединение
Неполное действие
Нахождение вблизи
чего-либо
Пишу ПРИ-
Пишу ПРЕ-
Смотрю в словарь
Слайд 111Упражнение 1. Найди слова с приставками при-,пре-
Прекрасный, премия, пригород, прерия,
природа, присказка, призовой, приход, принцесса, неприметный, предмет, прибор, приличный, президент,
преграда.
Слайд 112
Ответ
Прекрасный, пригород, присказка, приход, неприметный, преграда.
Слайд 113Упражнение 2. Выпиши из предложений слова с приставкой, обозначающей приближение.
С какой буквой напишешь приставку?
1) Ой, Конечек-Горбуночек! Пр_бегай скорей,
дружочек! (П. Ерш.)2) Кто-то пр_пал к ручью, пьет и не может напиться.(В. Астаф.) 3) Пр_ехал я как-то раз, мне было лет десять, в Ясную Поляну.4) Первые две лодки пр_близились, и им бросили концы. (К. Станюк.)5) Быстро бежали лошади мимо пр_порошенных снегом скал, мимо полыней с темной водой. (Г. Кубл.) 6)
Слайд 114Ответ
1) Ой, Конечек-Горбуночек! Прибегай скорей, дружочек! (П. Ерш.)
4) Первые
две лодки приблизились, и им бросили концы. (К. Станюк.)
Слайд 115Упражнение 3. Замени данные словосочетания одним словом.
Присоединить 1) с помощью
веревки; 2) с помощью молотка и гвоздей; 3) с помощью
иголки и нитки; 4) с помощью клея; 5) с помощью винтов и шурупов; 6) с помощью прищепки; 7) с помощью булавки; 8) с помощью паяльника
Слайд 116Ответ
Привязать, прибить, пришить, приклеить, привинтить (прикрутить), прицепить, приколоть, припаять.
Слайд 117Упражнение 4. Распредели слова в таблицу по значению приставки.
Пр_усадебный,
пр_открыл, пр_каспийский,
пр_винтить, пр_морский,
пр_умолк, пр_вязал, пр_строил,
пр_езжает, пр_вокзальный ,
пр_тащился, пр_чалить.
Слайд 119Упражнение 5. Заполни таблицу словами в соответствии со значением приставки
Пр_возмочь, пр_восходный, пр_вратить,
пр_высить, пр_града, пр_давать,
пр_зирать, пр_клонение, пр_кращать,
пр_одолеть,
пр_серьезный, пр_терпеть,
пр_увеличение, пр_рвать, пр_отличный,
пр_ступление
Слайд 121Упражнение 6. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.
Усердный,
старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну;
устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Слайд 122Ответ
Прилежный, пришкольный, прибыть, предать, предание, привычка, превратить, прилечь, привратник,
прекратить, приоткрыть.
Слайд 123Упражнение 7. Замени данные в скобках слова словами с приставками
ПРЕ- и ПРИ-.
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень
огромных) удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
Слайд 124Ответ
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был
зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе.
Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Слайд 125Литература и источники информации
Белецкая Т.Н. Новый сборник диктантов по
русскому языку.5-11 классы.- Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2007.
Граник Г.Г. Секреты
орфографии: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научиться грамотно писать: 3000 примеров по русскому языку. – М.: Астрель, 2003.
Ушакова О.Д. Диктанты на чередование гласных в корне слова. 5 класс.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Литература», 2008.
http://www.bitclass.ru/rus/theory/Орфография/Безударная_гласная_в_корне
http://ru.eduarea.com/course/edu1a00f/view/Правописание_гласных_в_корне/ Проверяемые_и_непроверяемые_безударные_гласные
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/126-pravopisaniebezudarnoyglasnoyvkorneslovaupragneniya.html
http://master.mybabbie.ru/origami/bukva-e-origami.html
http://www.yamal.org/ook/doc/ook-prist(p).htm#1(p)
http://school assistant.ru/?predmet=russian&theme=z_s_v_pristavkax
http://festival.1september.ru/articles/551182/
http://www.lingvoinfo.com/?link=43