Слайд 1Второе октября
Классная работа
Эмоционально окрашенные слова
и жаргонизмы
Слайд 2Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям называются эмоционально окрашенными.
Слайд 3Эмоционально окрашенные слова делятся на две группы:
Слова, которые характеризуют
предмет, явление с положительной или с отрицательной
стороны: грубость, брезгливость, ненависть, отвращение, ласковый, чудесный, добрый и др.
Слайд 4Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается
грамматически, т. е. особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки, например,
ноженька, глазища, крылышко, работёнка.
Слайд 5Укажите слова, эмоционально окрашенные, затем слова, не имеющие такой окраски.
Отвращение, здание, брезгливость, поле, нежность, душевность, миленький, сыночек, духотища,
доченька, жарища, доброта, мерзкий.
Слайд 6Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они
образованы? Какие варианты имеет это имя?
Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша,
Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.
Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.
Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.
Люсек, Люсёнка, Люсёнок.
Напишите уменьшительно-ласкательные формы от своего имени.
Слайд 7Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные,
правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
В.Полторацкий
Слайд 10Найдите жаргонизмы в тексте, объясните их значение.
Испуганный Димка выскочил из
класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:
Ты завалил?
Замётано.
А что
делает Сам?
Режет всех подряд.
А Русалка?
Топит.
А этот, их ассистент?
Засыпает. Я немного секу, но и то чуть
не схлопотал пару.
А Васька?
Плавает на шпорах…
Слайд 11Найдите жаргонизмы в тексте, объясните их значение.
Испуганный Димка выскочил из
класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:
Ты завалил?
Замётано.
А что
делает Сам?
Режет всех подряд.
А Русалка?
Топит.
А этот, их ассистент?
Засыпает. Я немного секу, но и то чуть
не схлопотал пару.
А Васька?
Плавает на шпорах…
Слайд 12В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа,
его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории. Жаргонные слова почти
никогда не проникают в литературный язык, не служат источником его пополнения. Лишь отдельные словечки благодаря их экспрессивности проникли в разговорную речь (химичить, балдеть), но на правах выразительных средств с явно сниженной окраской.
Слайд 13Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты
слово не сказал!
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади