Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках Русского языка и литературы
Слайд 2Иванова Юлия Павловна
г. Санкт – Петербург
ГБОУ школа № 507
Учитель высшей
категории
Слайд 3«Учить учиться»
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
Слайд 4Главное требование ФГОС – формирование УУД:
Познавательные ( умение эффективно работать
с различной информацией)
Регулятивные (умение организовывать свою деятельность)
Коммуникативные (умение взаимодействовать в
социуме)
Личностные (умение делать самостоятельный выбор и отвечать за него)
Слайд 6Как?
( урок комбинированного типа)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 7Конкретные практические методы и приемы
Создание ситуации проблемного диалога (Е.Л.Мельникова)
«Почему из двух существующих названий данной повести авторы учебника выбрали
именно «В дурном обществе»?
?
?
?
Слайд 8Учитель подводит к осознанию целей и задач
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 9Создание мотивации – выяснение целей, ожиданий, опасений
«Дерево ожиданий»
«Список покупок»
«Лицензия на
приобретение знаний»
«Разноцветные листы»
Слайд 10Конкретные практические методы и приемы
Составление таблицы «Знаю – не знаю»
(в форме теста, блиц-опроса, игры)
Метод кластеров
«Умные вопросы» (дивергентные, эвристические)
Ассоциативные цепочки
Актуализация
знаний с помощью рисунков, коллажей…
Переформулировка проблемы своими словами
«Мозговой штурм»
Слайд 11Учитель помогает, советует
Регулятивные УУД
Планирование
Слайд 12Конкретные практические методы и приемы
Интерактивный плакат
Работа с картой урока:
восстанови последовательность
этапов урока
каких этапов не хватает, какие лишние?
какие можно
объединить (удалить)?
чем можно заменить…?
распланируй сам и проверь у соседа, по образцу
докажи свою точку зрения
выбери из возможных самый рациональный и докажи свое мнение
коллективно ( в группе) составь план урока.
Составление алгоритмов, инструкций, схем последовательностей
Слайд 13Учитель консультирует
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные.
Слайд 14Конкретные практические методы и приемы
Мини-проекты
Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности
учащихся:
Ролевые игры ( инсценировки, ситаутивные игры, «живая фотография» (иллюстрация), групповая
работа с распределением социальных обязанностей: генератор идей, скептик - аналитик, секретарь, директор, заводила… (на урок, на длительный период времени)
Работа с учебником (проверь, исправь. дополни, сократи, разверни, прокомментируй, законспектируй. Оцени рассказ, стиль подачи материала, наличие дополнительного материала, подбор и количество примеров, иллюстраций, схем. диаграмм. Приведи свой пример, иллюстрацию ,схему, диаграмму, замени, где считаешь необходимым, иллюстрацию схемой, таблицей. …)
Слайд 15
Использование справочного аппарата: одновременная работа с различными источниками информации, сравнение,
дополнение, разъяснение, приведение различных примеров, различных видов иллюстраций…
Практические работы
«Мозговой штурм
Карта
памяти
«Ульи»
«Визитные карточки»
«Экспертиза»
«Карта группового сознания»
«Экспресс-портрет»
«Словотоки»
«Композиция»
Слайд 16Дискуссия
Круглый стол
Заседание экспертной группы
Форум
Дебаты
Заседание суда
Техника аквариума
Слайд 17Методы и приемы предоставления результатов самостоятельной работы
«Инфо-карусель»
«Автобусная остановка»
«Ярмарка»
Написание синквейна
Рекламный ролик
(инсценировка, мини-презентация)
Слайд 18Учитель консультирует
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 19Конкретные практические методы и приемы
Методика безотметочного обучения Г.А.Цукерман: «Светофор»
Самопроверка,
взаимопроверка по памяткам оценивания (для устных и письменных работ), по
заранее сообщенным (выработанным) критериям оценивания проверочных, контрольных, практических, творческих работ.
Взаимопроверка (сразу, после самопроверки с соотнесением результатов двух проверок)
Проверь, соотнеси, сравни
! Докажи свою точку зрения
Слайд 20Учитель консультирует, советует. помогает
Коммуникативные
Регулятивные
Слайд 21Конкретные практические методы и приемы
Что вызвало наибольшие затруднения? («Болото ошибок»)
Почему?
Каких знаний не хватило?
К какому пункту плана работы стоит вернуться
и доработать?
Помоги исправить…
Какие источники информации помогут исправить ошибку?
Использование какого из них будет оптимально в данных условиях?
Исправь , пользуясь …
Слайд 22Учитель консультирует ( после ответов учеников)
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Слайд 23Практические методы и приемы
Использование методики безоценочного обучения Г.А.Цукерман : «Волшебная
линеечка»
Работа с картой урока ( «Пометки на полях»)
Рецензирование по памяткам:
За
что похвалим?
Что бы изменили в ответе товарища?
Над чем работать дальше?
Чью работу на уроке необходимо отметить? Докажи свое мнение
Распределение номинаций
«Классный суд» с распределением ролей : прокурор, адвокат, судья, свидетели…
Слайд 24Активные методы релаксации
«Энергия -1»
«Роботы»
«Постройся по росту»
Четыре стихии»
«Красная шапочка и серый
волк»
…
Слайд 25Учитель анализирует полученную информацию, планируя и корректируя свою работу в
дальнейшем
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Слайд 26Практические методы и приемы
Карта урока («Пометки на полях»)
Тест «Плюс-минус»
Ленты, диаграммы
самочувствия, настроения.
Символы, листы обратной связи
Групповые (индивидуальные) «живые фотографии»)
Ассоциативные цепочки
на материале урока ( с комментариями по необходимости)
«Тетради личных открытий»
«Возвращение к «Дереву ожиданий»
Слайд 27
«Мухомор» («Сыр с дырками»)
Закончи высказывание
( устно, письменно):
«Мудрый совет»
«Письмо самому себе»
«Все
у меня в руках»
«Итоговый круг»
«Что я почти забыл?»
«Ресторан» ( «
Книга отзывов и предложений»)
«Комплименты»
«Таблица ЗУХ»
Слайд 28Учитель предлагает различные варианты заданий, дифференцируя по уровню сложности, доле
творчества, корректирует варианты заданий, предложенных учениками
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Слайд 29Примеры дифференцированного домашнего задания
Тема: «».
1 уровень – обязательный: упражнение из
учебника по теме «о - е после шипящих в корне
слова»
2 уровень - слайд-шоу «заимствованные слова на правило «о-е после шипящих в корне слова»
3 уровень - составление сказки или рассказа объемом 1\2 страницы, в которых употреблено как можно большее количество слов на изучаемое правило.
Слайд 30Выводы
Использование АМО, понимание целей современного образования, креативный подход
Формирование УУД
Воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России