Слайд 1Автор Булатова Л.П., учитель МОУСОШ №1
Синтаксические нормы
Слайд 2Нормы согласования
1.При подлежащем, выраженным собирательным существительным и словом НЕСКОЛЬКО+ существительное
в род. п. мн.ч. сказуемое употребляется как во множественном, так
и в единственном числе
Слайд 3Единственное число
1. Неодуш. существительное: часть лампочек перегорело.
2. Сказуемое предшествует подлежащему:
подошло несколько человек
3. При подлежащем есть определение: подавляющее большинство проголосовало
«за».
4. Сказуемое выражено страдательным причастием: большинство человек ранено.
Множественное число
Одуш. сущ.: несколько работников уволены
В составе сказ. или подлеж. есть однородные члены: несколько мальчиков и девочек смеялись.
Между сказ. и подлеж. есть придат. или обособленное определение: несколько отдыхающих, ожидающих автобуса, прогуливались
Слайд 42. Если в состав подлежащего входит 2 существительных, сказуемое употребляется
во мн. ч.: брат с сестрой вышли на улицу. !
Слова должны быть равноправны по смыслу (В комнату вошла Вера с внуком на руках.)
3. При сущ. общего рода сказуемое употребляется в форме, соответствующей реальному значению: мой неряха прибежал -моя неряха прибежала
Слайд 5Нормы управления
Различай конструкции, близкие по значению: беспокоиться о ком-либо, тревожиться
за кого-либо; возмутиться чем-то, обидеться на кого-то; восхищаться чем-либо, дивиться
чему-либо; оплатить проезд, заплатить за билет и т.п.
Благодаря
Согласно ЧЕМУ?
Вопреки
Слайд 63.Родительный падеж используется
При усилении отрицания: не люблю ни жары, ни
холода;
После глаголов восприятия, желания, ожидания: не слышал крика, не ждала
прихода;
При отвлечённых понятиях: не теряет времени, не осуществляет контроля, не уяснил всей важности
Слайд 7Вин. падеж используется
Для подчёркивания конкретности значения: не прочитал книгу, рекомендованную
ему.
При одушевлённых и собственных существительных: не видел дочь, не наказывал
Илью;
Если дополнение предшествует сказуемому: стекло не разбивал, книгу не взял;
При наличии наречий со значением ограничения: чуть не забыл тетрадку;
При инфинитиве: не буду петь эту песню.
Слайд 8ЗАПОМНИТЕ!
Заведующий чем-либо, директор чего-либо, обращать внимание на что-либо,
уделять внимание чему-либо, отзыв о чём-то, рецензия на что-либо, победить
кого-то, одержать победу над кем-то, характерный, типичный для кого-то, командующий чем-то(кем-то); оскорбиться чем-то, тосковать по чему-то, по приезде в город, чуждый чему-то, щедрый на что-то, удивлён чем-то, удивляться чему–либо, уверенность в чём-либо, вера во что-либо, альтернатива чему-то, превосходство над кем-либо, преимущество перед кем-либо.
Слайд 9Особенности строения предложений с однородными членами
Нельзя в ряд о.ч.включать родовые
и видовые понятия: Мама купила фрукты, овощи, хлеб, апельсины, яблоки.
Однородные
члены должны лексически сочетаться с тем словом, с которым они связаны. Нельзя: благодарим за то внимание и помощь, которыми нас окружили.
Не сочетаются как однородные существительное и инфинитив: он любил хоккей и плавать.
Слайд 104. В качестве однородных не могут выступать прич. оборот и
придаточное определительное: Книга, лежавшая на столе и которую мне подарили,…
5.
Каждый из двойных союзов (не только, но и; как, так и; если не, то; не столько, сколько): НЕЛЬЗЯ! Я не только рисую портреты, но и пейзажи.
6. Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение: они любят и увлекаются футболом.