Слайд 1Наврузова Ирина Наврузовна –
МОУ «СОШ №6»
г. Набережные Челны
Учитель русского
языка и
литературы первой
квалификационной категории
Слайд 2Фразеологическая игра.
Ваш звездный час.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
Слайд 9Фразеологическая игра.
Ваш звездный час.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
Слайд 101 тур
«Кто есть кто»
Команды озвучивают свое название и объясняют
его (это должен быть фразеологизм).
Слайд 11
2 тур
«Дальше… дальше»
За одну минуту команда должна назвать как можно
больше лексических значений фразеологических оборотов, читаемых учителем.
1 команда
1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.
2 команда
1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.
11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.
3 тур
«Найди синонимы».
Определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить их значение.
Слайд 134 тур
«Найди антонимы»
Подобрать к данным оборотам фразеологизмы – антонимы:
1. В
двух шагах -
2. Взять себя в руки –
3.
Засучив рукава –
4. Пасть духом –
5. Хоть пруд пруди –
6. Чесать языком –
Слайд 145 тур
«Кто быстрее»
Подобрать по пять фразеологизмов с общим для них
словом(существительным):
1 команда – со словом «глаз».
2 команда – со словом
«язык».
Болельщики – со словом «ухо».
Слайд 15За 2 минуты записать как можно больше фразеологизмов, в состав
которых входят
числительные (для команд),
название животного или птицы (для болельщиков).
6 тур
«Кто больше»
Слайд 167 тур
«Почувствуй и скажи».
Вспомнить по одному фразеологизму, обозначающему
Радость –
Страх
–
Печаль –
Обида –
Стыд –
Плохое настроение –
Испуг –
Тревога –
Негодование –
Слайд 178 тур
«Почему мы так говорим»
Ариаднина нить
Эти крылатые слова — из мифа об афинском герое
Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.
Слайд 188 тур
«Почему мы так говорим»
Ахиллесова пята
Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках,
склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?
Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.
Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.
В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
Слайд 198 тур
«Почему мы так говорим»
Во всю ивановскую
Во всю ивановскую значит «что есть мочи,
изо всех сил».
История этого выражения такова. Очень давно, в XVI— XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Слайд 208 тур
«Почему мы так говорим»
Играть на нервах
Расстроенные нервы, натянутые нервы,
слабая струна, играть на нервах... Немало выражений, касающихся нервов, имеют «музыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые... Это объясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латыни— «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать кого-либо».
Слайд 219 тур
«Ты мне – я тебе»
Каждая команда показывает инсценировку фразеологизма.
Соперникам необходимо узнать, какой оборот был обыгран.
Слайд 2210 тур
«Гонка за лидером»
Закончите фразеологизм.
11 тур
«Конкурс капитанов»
Используя
фразеологизмы, сказать, чем занималась команда на этой игре.
Слайд 23Фразеологическая игра.
Ваш звездный час.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь