Разделы презентаций


Глагол как часть речи

Содержание

Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глагол как часть речи

Митрошина М.Ю.,
учитель русского языка
и

литературы
МОУ «Лицей №2»
Михайловск, 2011

Глагол как часть речи  Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2»Михайловск, 2011

Слайд 2Цель :
повторить и систематизировать
материал по теме
в рамках

подготовки к ЕГЭ

Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайд 3Задачи :
1. Повторить морфологические признаки глагола.
2.Развивать умение выбирать гласную в

окончании глагола в соответствии со спряжением.
3. Использовать теоретические знания по

теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ
Задачи :1. Повторить морфологические признаки глагола.2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.3. Использовать

Слайд 4 Морфологические признаки
1.Что делать? что сделать?
2.Действие предмета.
3.Грамматические категории:
А)

вид, переходность-непереходность,
возвратность;
Б) наклонение, время, лицо, число
4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение,

дополнение.
Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать?2.Действие предмета.3.Грамматические категории:А) вид, переходность-непереходность,возвратность;Б) наклонение, время, лицо, число4.Синтаксическая роль:

Слайд 5 Вид глагола :
Совершенный (что

сделать?)-законченное действие;
Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Вид глагола :Совершенный (что сделать?)-законченное действие;Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Слайд 6 Переходные глаголы

действие, направленное на объект:
А) глагол + существительное, мест.

в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.
Непереходные глаголы
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:
Переходные глаголы   действие, направленное на объект: А) глагол

Слайд 7 Возвратные глаголы
имеют постфикс –

ся (-сь): учиться, купаюсь.
Действительный залог : старушка поднимается по

лестнице (словообразовательный постфикс).
Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).
Возвратные глаголыимеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог :

Слайд 8 Наклонение глагола :
Изъявительное (реальный

факт).
Повелительное (побуждение к действию).
Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место

при определенных условиях) : мог бы.
Наклонение глагола :Изъявительное (реальный факт).Повелительное (побуждение к действию).Сослагательное (действие, которое могло

Слайд 9 В значении повелительного употребляются:
а) изъявительное: Да будет

мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.
б) условное

наклонение:
Ты бы отдохнул немного.
в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.
В значении условного употребляется:
а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.
В значении повелительного употребляются:  а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.

Слайд 10 Категория времени:
Настоящее, прошедшее,
Будущее простое

-напишу, принесу,
Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Категория времени:Настоящее, прошедшее,Будущее простое -напишу, принесу,Будущее сложное :буду писать (простое глагольное

Слайд 11Определите синтаксическую роль инфинитива
1.Ум нужно тренировать.
2.Он в совершенстве обладает этим

труднейшим искусством слушать.
3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
4.Я спешил

скорее видеть вас.
5.Жить-родине служить.
6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
Определите синтаксическую роль инфинитива1.Ум нужно тренировать.2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.3.Не бойтесь посвящать целые часы

Слайд 12 Спряжение глагола

2 спряжение:
А) все на –ИТЬ,
(кроме брить, стелить, зиждиться);
Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
В) 4 на -АТЬ:
гнать, дышать, слышать, держать.
Спряжение глагола

Слайд 13 Личные окончания глагола :
А) 1спр. –у(ю),

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
(суф. прич. 1 спр. –ущ,

-ющ, -ом, -ем).
2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
(суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.)
Б) вылетите –летите,
выгоните –гоните(2спр.)
В) сохраняй вид при образовании инфинитива;
В повелительном наклонении всегда –ИТЕ


Личные окончания глагола : А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)(суф. прич.

Слайд 14 Разноспрягаемые глаголы:

Ед.ч. Хочу, хочешь,

хочет,
Мн.ч. Хотим, хотите, хотят

Ед.ч. бегу,

бежишь, бежит
Мн.ч. бежим, бежите, бегут
Брезжишь – но: брезжут

Разноспрягаемые глаголы:  Ед.ч. Хочу,  хочешь, хочет,  Мн.ч. Хотим, хотите, хотят

Слайд 15Сложные случаи согласования:
1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.
2.Большинство, большая часть,

меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.
3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. +

сказ. ед.ч.
4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа.
5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих
Сложные случаи согласования:1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.3.Местоимения вопросит.,

Слайд 16

Ключи:
1. 1-Б, 2-Б, 3-А ;
2.

1-А, 2-Б, 3-Б;
3.1-А, 2-Б, 3-А;
4. 1-А, 2-А, 3-Б.
Ключи:1. 1-Б, 2-Б, 3-А

Слайд 17Правописание суффиксов глагола :
А) -

ова-, - ева = - ую (-юю):

беседовал -беседую,
Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю):
развеивал-развеиваю.
В) одолеть -одолевать, одолеваю.
Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.


Правописание суффиксов глагола :    А)  - ова-, - ева = - ую (-юю):

Слайд 18 Правописание суффиксов
после приставок

обез - ( обес-):
1.В переходных - И :

обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага
2. В непереходных – Е :
обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому
Правописание суффиксов  после приставок обез - ( обес-): 1.В переходных - И

Слайд 19Домашнее задание:
1. Чтение теории :
стр. 158-161,165-166.
2. Упражнения: 252,253.

Домашнее задание:1. Чтение теории : стр. 158-161,165-166. 2. Упражнения: 252,253.

Слайд 20Литература :
1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
«Русское слово»,2009

год.
2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.

Литература :1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,«Русское слово»,2009 год.2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика