Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты
Ростовская область
Конспект урока «Готовимся к ОГЭ. Написание сжатого изложения»
9 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
Слайд 2«Краткость – сестра таланта».
А.П. Чехов.
Слайд 3ТЕМА И ЦЕЛИ УРОКА
Тема: «Написание сжатого изложения»
Цель: научиться приемам сжатия
текста, уметь выделять микротемы.
Слайд 4НУЖНО ЗНАТЬ
Тема текста,
микротема,
основная мысль,
ключевые слова,
приемы сжатия
Слайд 5СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 6ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Тема текста – это то, о чем говорится в
тексте; круг событий, явлений, проблем, понятий).
Основная мысль – это главное,
что хотел сказать автор.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Ключевые слова – слова, передающие основную информацию в тексте.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
1. Сохраняется тип (рассуждение, повествование, описание).
2. Сохраняется
стиль (художественный, научный, публицистический).
3. Количество абзацев должно соответствовать количеству абзацев
в исходном тексте.
4. Сохраняется микротема каждого абзаца.
Слайд 8Особенности сжатия текстов по типам речи
повествования – отбираются те действия,
которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения –
изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Слайд 9ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей,
несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств,
частных выводов и т.п.).
Слайд 10ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Языковые:
1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и
предложения, не содержащие главную информацию.
2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями,
передается одним.
3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.
Слайд 11АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ
1. При первом чтении внимательно прослушать
текст, определить тему и основную мысль.
2. Выделить микротемы.
3. Определить ключевые
слова.
4. Записать тезисы каждой микротемы.
5. При втором чтении уточнить тезисы.
6. Записать сжатый текст по микротемам, применяя приемы сжатия текста.
7. Редактировать текст.
Слайд 12Микротемы текста
1. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение
для людей всех поколений и культур, является дружба.
2. Дружба –
это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
Слайд 13ТЕЗИСЫ
1. Дружба – вечная ценность.
2. Открытость, доверие, готовность прийти на
помощь – основа дружбы.
3. Главное в дружбе одинаковые жизненные ценности,
духовные ориентиры
Слайд 14ВАРИАНТ СЖАТОГО ТЕКСТА. АБЗАЦ 1.
Вечные ценности, имеющие важное значение для
человечества, не меняются на протяжении тысячелетий. Одной из таких ценностей
является дружба.
Слайд 15ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ. АБЗАЦ 2.
Люди часто употребляют в речи это слово.
Однако, дать определение понятиям «дружба», «настоящий друг» сможет не каждый.
Все согласны в одном: главное в дружбе –взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь.
Слайд 16ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ. АБЗАЦ 3.
На настоящую дружбу не влияют время и
расстояние, если у друзей одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры.
Такие люди, даже встречаясь изредка, всё равно останутся близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
Слайд 17ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.
2.
«По следу урока»: провести работу с текстом вариант 9. (Учебное
пособие «Итоговая аттестация»/Л.И. Мальцева).
3. Сжато изложить текст.
Слайд 18Литература
1. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация/Л.И. Мальцева, П.И. Нелин,
Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное
образование, 2016.
2. https://4oge.ru/
3. http://www.fipi.ru