Слайд 1Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ТРЕНАЖЕР
ЧАСТЬ 2
Готовимся к ОГЭ
по
русскому языку
Слайд 2 продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;
отрабатывать навык
выполнения тестовых заданий части 2.
Цель урока:
Слайд 3
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14
(1)Охотничий сезон уже
близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро
встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: это олень Песчаных холмов!
(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!
(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....
(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:
(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.
(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34) Прощай!»
(По Э.Сетон-Томпсону)
Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946) – канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.
Слайд 4В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»
У Яна
было неисправное ружьё.
2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.
3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.
4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.
Задание 2
3
Слайд 5В каком варианте ответа средством выразительности речи является устойчивое сравнение?
Дровосек
рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя,
у которого «был целый лес рогов на голове».
2) Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо...
3) Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.
4) Олень стоял как изваяние.
Задание 3
4
Слайд 6(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь,
радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно
резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: это олень Песчаных холмов!
Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
Задание 4
БЕСШУМНО
Слайд 7(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно
ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о
том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Задание 5
ВЕТРЕНОЕ
Слайд 8(11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
Замените книжное слово «благоговейный»
в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 6
ПОЧТИТЕЛЬНЫМ,
УВАЖИТЕЛЬНЫМ
Слайд 9Замените словосочетание «охотничий сезон», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 7
СЕЗОН ОХОТЫ
(1)Охотничий сезон
уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека.
Слайд 10Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Задание 8
ЧТО-ТО МЕЛЬКНУЛО
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло
среди кустов, растущих здесь особенно густо.
Слайд 11(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь,
радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно
резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: это олень Песчаных холмов!
Среди предложений 5 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Напишите номера этих предложений.
Задание 9
5 9
Слайд 12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Задание 10
6 7
Ян понял,(1)
что это именно тот олень,(2) которого он уже давно выслеживает,(3) и быстро пошёл по направлению,(4) что указал ему дровосек. Вскоре он напал на следы,(5) принадлежавшие,(6) несомненно,(7) оленю Песчаных холмов.
Слайд 13Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.
Задание
11
4
(27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой,
но теперь всё переменилось.
Слайд 14В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной
связью.
Задание 12
1 3
Стрелять в него теперь,(1) когда он отдыхал,(2)не подозревая об опасности,(3) было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно,(4) он должен выстрелить!
Слайд 15Среди предложений 1 - 4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным
(параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 13
3
(1)Охотничий сезон уже
близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
Слайд 16Среди предложений 26 - 31 найдите сложное предложение с бессоюзной
и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
27
(26)«Бедное, прекрасное
животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.
Слайд 17БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно повторить правило
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать
с тестом
Как вы оцениваете
свою работу
на уроке
ВСЕМ СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!
Слайд 18Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического
экзамена. – М.: Тригон, 2013.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за
30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1
Использованный материал