Слайд 1Подготовка к ГИА 2013
русский язык
Часть 1-я. Изложение.
Руф Ю.С.
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Дружбинская СОШ» Целинного района
Алтайского края
Слайд 3При написании сжатого изложения учащиеся должны продемонстрировать многие умения и
навыки:
- верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
- правильно
выделять макро- и микротемы;
- владеть навыками компрессии (сжатия) текста;
-логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
- выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
- строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме
Слайд 4Методика чтения текста изложения
Первое чтение нужно проводить в обычном темпе,
хорошо интонируя речь. Учащиеся должны воспринять текст как целое, выделить
главное и второстепенное в содержании, усвоить сюжетную линию и в конечном счете получить эмоциональный посыл, который и поможет написать сжатое изложение
Второе чтение должно быть в более медленном темпе, позволяющем ученику зафиксировать главные смысловые опоры текста
При возможном третьем чтении текст вновь читается в обычном темпе. Ученики в это время более детально следят за строением текста, выстраиванием микротем в структуре макротемы.
Слайд 6За 30 минут до завершения работы над изложением учащимся необходимо
напомнить о разрешении пользоваться орфографическими словарями, а за 10 минут
– о необходимости завершения написания изложения
На основании предварительных записей ученик составляет план, который помогает ему логически выстроить работу. После составления плана в его окончательном варианте (не более 5 минут) ученики приступают к написанию текста изложения
Слайд 7Методика подготовки к написанию сжатого изложения
Независимо от того, какие способы
выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно
отвечать следующим методическим требованиям:
Сохранение последовательности в развитии событий;
Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
Установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания
Слайд 8Итак, при обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
Умение отобрать
в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное
(внутри каждой основной части);
Умение сокращать текст разными способами;
Умение правильно и логично излагать свои мысли;
Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания