Разделы презентаций


Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Виды подчинения придаточных в сложноподчинённых предложениях

Содержание

продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; систематизировать знания о видах подчинения придаточных в сложноподчинённых предложениях;отрабатывать навык выполнения задания данного типаЦель урока:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Виды подчинения придаточных
в сложноподчинённых

предложениях

Готовимся к ОГЭ
по русскому языку
в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияВиды подчинения

Слайд 2продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;

систематизировать знания о видах подчинения придаточных в сложноподчинённых предложениях;
отрабатывать навык

выполнения задания данного типа

Цель урока:

продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; систематизировать знания о видах подчинения придаточных в

Слайд 3Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (или последовательным,

или однородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Чтобы выполнить это

задание,
попробуйте составить
алгоритм действия

Задание по данной теме
в КИМах формулируется
следующим образом:

Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (или последовательным, или однородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого

Слайд 4Найдите в тексте сложноподчинённое предложение
одно придаточное
предложение
не рассматриваем
два и более
придаточных
задайте


к ним вопросы
однородное
подчинение
последовательное
подчинение
параллельное
подчинение
Алгоритм выполнения
задания В8
Определите количество придаточных частей

Найдите в тексте сложноподчинённое предложениеодно придаточноепредложениене рассматриваемдва и более придаточныхзадайте к ним вопросыоднородноеподчинениепоследовательноеподчинениепараллельноеподчинениеАлгоритм выполнения задания В8Определите количество

Слайд 5Вспомним теорию
Однородное подчинение
[ … ] , ( … ) ,

( … ) .
НАПРИМЕР: Слышно было, как по саду шёл

садовник, как скрипела его тачка.


[…], (как… ), (как… ).

что?

=?

что?

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: Слышно было, как по саду шёл садовник _ и как скрипела его тачка.
[ ], ( как… ) _ и = ( как… ).

Вспомним теориюОднородное подчинение[ … ] , ( … ) , ( … ) .НАПРИМЕР: Слышно было, как

Слайд 6Вспомним теорию
Последовательное подчинение
[ … ] , ( … ) ,

( … ) .
НАПРИМЕР: Виктор попросился в забойщики, потому что

он слышал, что это самая почётная работа на шахте.



[ … ], (потому что… ), (что… ).

почему?
по какой причине?

что?

Вспомним теориюПоследовательное подчинение[ … ] , ( … ) , ( … ) .НАПРИМЕР: Виктор попросился в

Слайд 7Вспомним теорию
[ … ] , ( … ) , (

… ) .
Параллельное подчинение
(неоднородное)
НАПРИМЕР: Я должен был нанять быков, чтобы

втащить тележку на гору, потому что был гололёд.



[…], (чтобы… ), (потому что… ).

зачем?
с какой целью?

почему?
по какой причине?

Вспомним теорию[ … ] , ( … ) , ( … ) .Параллельное подчинение(неоднородное)НАПРИМЕР: Я должен был

Слайд 8Вспомним теорию
( … ) , [ … ] , (

… ) .
НАПРИМЕР: Когда отец вернулся с рыбалки, он показал окуней

и плотиц, которых он выудил без нас.


(когда … ),[…], (которых… ).

каких?

когда?

Параллельное подчинение
(неоднородное)

Вспомним теорию( … ) , [ … ] , ( … ) .НАПРИМЕР: Когда отец вернулся с

Слайд 9Инструкция по работе
с учебным тренажёром
Каждое задание имеет несколько вариантов

ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный

ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).

3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
Инструкция по работе с учебным тренажёромКаждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.2. Если

Слайд 10Проверьте свои знания
(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать

свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет

так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо. (4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

+

1

2

3

6

4

5

Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Проверьте свои знания(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как

Слайд 11Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным

 (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)А кряква, облетев порядочный

круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала. (12)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (3)Кряква драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (4)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей.  (5)Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? 

2

3

4

5

+

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным  (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)А

Слайд 12Проверьте свои знания
Среди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным

и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Но страх, наверное,

не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (2)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (3)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (4)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.

+

1

3

2

4

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

Слайд 13Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Теперь, милый, такой народ

пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (2)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (3)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.
– (4)Вера в человека – это самая большая вещь.  (5)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

1

2

4

5

+

3

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.– (1)Теперь,

Слайд 14Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Нехорошо как, – сказал художник, когда

Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (2)Ведь он вам жизнь спас.
– (3)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(4)И тут старый сторож вдруг закричал: (5)Вон отсюда!» (6)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (7)Но кричал-то он на Сергееву.

+

1

2

3

6

4

5

7

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.– (1)Нехорошо как,

Слайд 15Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Извиняться тебе перед ней придётся,

и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (2)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(3)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов. (4)Он плохо зпомнил, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому. (5)Перед выходом из парка дед остановился, и они сели на скамейку.

+

1

2

3

4

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.– (1)Извиняться тебе

Слайд 16Проверьте свои знания
Среди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным

 (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Самые простые слова, когда

она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (2)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(3)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (4)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (5)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

+

1

2

3

4

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным  (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)Самые

Слайд 17Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Выбегают на двор Серёжка

и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (2)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно.
(3)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(4)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (5)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

+

1

2

3

4

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1) Выбегают

Слайд 18Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным

(неоднородным)  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Даже когда он стал

взрослым, то, будучи в самых сложных переделках,  он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…(2)Это были в основном его предки. (3)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (4)Дамы и господа в причудливых костюмах. (5)Женщины в расшитых золотом платьях. (6)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.

+

2

3

1

6

5

4

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным)  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)Даже

Слайд 19Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Прошло немалое время, пока я

узнал музыку. (2)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (3)Мягче, добрее.
(4)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.
– (5)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (6)Вася думал вслух, не переставая играть. – (7)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота.

+

1

2

3

4

6

5

7

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)Прошло немалое

Слайд 20Проверьте свои знания
Среди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным

и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Колька испуганно вздрогнул

и выронил книгу. (2) Он густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться… (3)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (4)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

+

1

2

3

4

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

Слайд 21Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным

(неоднородным)  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Сидя в окопах, он

будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела — покажет себя. (2)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание… (3)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок. (4)Спи, спи, друг… (5)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (6)Дрыхни пока. (7)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.

+

1

2

3

7

6

5

4

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным)  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)Сидя

Слайд 22Проверьте свои знания
Среди предложений 1–3 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным

и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Фонарь и два

шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (2)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь. (3)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

+

1

2

3

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–3 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

Слайд 23Проверьте свои знания
Среди предложений 1–10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Кому нужны эти дурацкие

тайны? – фыркнула Лисапета. – (2)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (3)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (4)Мещанка!
– (5)Она совсем не мещанка. (6)Просто она плохо видит. (7)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (8)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (9)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (10)Опять переехала, а он, наверное, не знает.

+

1

2

3

6

5

7

9

8

10

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.– (1)Кому

Слайд 24Проверьте свои знания
Среди предложений 1–3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным 

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)С этого дня профессор Лукин,

встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем. (2)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное – та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (3)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

+

1

3

2

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1)С этого

Слайд 25МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫ
Было много ошибок:
нужно

повторить правило
Оцените свою работу
на уроке

МОЛОДЦЫ!Знания прочные: можно работать с тестомБУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫБыло много ошибок: нужно повторить правилоОцените свою работу на уроке

Слайд 26Всем
спасибо
за работу!

Всемспасибоза работу!

Слайд 27Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического

экзамена. – М.: Тригон, 2013.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за

30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1

Использованный материал

Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.Макарова Б.А. Абсолютная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика