Слайд 2Грамматика
Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных
раздела, в более общую лингвистическую науку — грамматику (от греч.
gramma — письменный знак) — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
Слайд 3Грамматика
Отдельно взятое слово выражает смысл явлений окружающей нас жизни.
Но люди общаются друг с другом, создавая высказывания. В них
слова связаны не только по смыслу, но и по форме. Благодаря способности слов изменять грамматическую форму они объединяются между собой в предложения, и мы можем общаться друг с другом.
Слайд 7В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.):
винограду — винограда.
Окончание -у сохраняют
вещественные сущ. при образовании
части целого: кружка квасу, кусок сыру;
2) некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару;
3) в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду и др. При этом прочнее сохраняются формы с -у в словах из одного и двух слогов {воску, сахару, творогу и др.). если слогов больше, то употребляются формы с -а (шоколада, нафталина).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Слайд 82. В Им.п. мн.ч. существует трудность выбора окончаний -а(-я) или
-ы(-и).
1) С ударяемым окончанием -а(-я) употребляются: директора, инспектора, доктора,
профессора, фельдшера, сторожа, веера, катера, клевера, корма, кузова, невода, короба, отпуска, паспорта, стога, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба;
2) с неударяемым окончанием -ы(-и) употребляются: инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы, корректоры, конюхи, лекари, лекторы, клапаны, тракторы, договоры, приговоры, выборы, порты, почерки, прииски, фронты, цехи;
3) равноправные варианты имеют слова: слесаря и слесари, пекаря и пекари, тома и томы;
4) различаются по смыслу формы: корпуса (войсковые соединения) — корпусы (туловища), образа (иконы) — образы (литературно-художественные), повода (поводья) — поводы (побуждения), пояса (часть одежды) — поясы (часовые), учителя (преподаватели) — учители (идейные), соболя (меха) — соболи (животные) и др.
Слайд 103) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей,
снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев, кружевцев, блюдец, зеркалец,
одеялец, полотенец',
4) слова, не имеющие ед.ч.:
5. Сложность в определении рода представляют имена существительные с невыраженными морфологическими показателями: на -ль (тюль, толь, выхухоль и др.) и несклоняемые сущ. (пенальти, цунами и др.). Иноязычные несклоняемые слова, как правило, относятся к ср.р.: широкое шоссе, вкусное пюре. Но: седьмая авеню, свежая кольраби, салями, фейхоа, влажный сирокко, чёрный кофе. Чаще отклонение от правила вызвано родо-видовыми смысловыми отношениями: авеню — улица.
Слайд 11ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный
оканчиваются на -ен, если предпоследний звук основы полного прилагательного —
согласный: любезный — любезен, идейный — идеен, складный — складен и др.
В этом случае других вариантов нет.
Слайд 142. Сложность представляет образование и употребление форм сравнительной степени прил.:
1)
при образовании сложной формы сравнительной степени имени прилагательного используются слова
«более», «менее» + начальная форма прилагательного: более привлекательный, менее интересный. Не употребляются формы «более лучший», «более худший» и т.п., поскольку второе слово само по себе уже выражают значение сравнительной степени;
2) в русском литературном языке приняты следующие формы сравнительной степени имён прилагательных: бойкий — бойче, звонкий — звонче, ловкий — ловче, сладкий — слаще, хлёсткий — хлестче;
3) при сравнительной степени (более светлый) должен быть указан предмет сравнения (более светлый, чем...) или следует добавить усилительное слово ещё.
Слайд 15Источники
Симакова Елена Святославовна. Русский язык. Новый полный справочник для
подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. — Москва
: ACT : Астрель, 2015. — 350, [2] с. — (Государственная итоговая аттестация). Стр. 295-297
Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.