Слайд 1ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
М.В. Козулина
© М.В. Козулина, 2010
Слайд 2
Некоторые типы проверки безударных гласных в корне
(из книг: М.В.
Панов. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2007. – С. 114
– 118.
С.М. Кузьмина. Теория русской орфографии. – М., 1981.)
Слайд 3Некоторые типы проверки безударных гласных в корне
Можно проверить корневую гласную
1) гласной множественного числа существительных, например:
3емля – зéмли
кольцом –кóльца
плечо –
плéчи
полосой – пóлосы
Слайд 4
2) гласной в именительном падеже , например: вещами –
вéщи, детей – дéти, дочерей – дóчери, камней – кáмни;
3)
гласной в краткой форме прилагательных мужского рода, например: дорогая – дóрог, рябой – ряб, велика – велúк. зелёный – зéлен, весёлый - весел;
Слайд 5
4) гласной в глаголах третьего лица единственного числа, например:
взглянул – взглянет, делил – делит , дотащил – дотащит,
посажу – посадит,
затопил – затопит, пилю – пилит. Проверка не подходит для глаголов лежать (ляжет), сидеть (сядет);
5) гласной в глаголах мужского рода прошедшего времени, например: нести – нёс, пасти – пас, заведу – завёл, сгребла – сгрёб, намело – намёл, грести – грёб, ползём – полз;
Слайд 6
6) в глаголах несовершенного вида гласной в глаголах совершенного вида
и наоборот, например: бросаться – броситься, встаешь – встанет, завернулись
– завёртываться, затевать – затеять.
Проверка не подходит для глаголов сидеть (сесть), продлевать (продлить).
Нельзя проверять безударную гласную ударным а в инфинитиве несовершенного вида с суффиксом –ива- (-ыва-), например: разбросать (разбрасывать), подтолкнуть (подталкивать);
Слайд 7
7) гласной в страдательном причастии прошедшего времени, например: спросить –
спрошенный, сказал – сказанный, переписать – переписанный, остановить – остановленный;
8)
гласной в отглагольных существительных: вбежал – бег, веселиться – веселье, взглянула – взгляд, вдохнул – вдох, проверять - проверка, спешить – спешка.
Слайд 8
Даны слова: варить, варение, варёный.
Кто найдет больше проверочных слов?
Формы одного слова считаются одним словом.
Слова, отличающиеся только приставкой, считаются как одна проверка.
Слайд 9
Кто придумает больше пар, где бы:
Неопределенная форма на –ить проверялась
формой 3 л. ед. ч. на –ит, например: водить –
водит.
Неопределенная форма на –ить проверялась отглагольным существительным с суффиксом –к-, например: побелить – побелка, поломать – поломка.
Слайд 10
Задания для развития орфографической зоркости
Слайд 11Сравните два текста и найдите 6 ошибок в тексте справа.
Правильно
Мы
побежали. Предчувствие подсказывало мне, что станция должна показаться сразу же, как только мы обогнём сосновый лесок, в который упирался дачный забор. Но ведь, как я уже, кажется, отмечал, длинный путь может показаться коротким, а короткий ужасно длинным, особенно если поглядываешь на часы и прислушиваешься, не шумит ли вдали электричка. «Иногда электричка на минуту-другую опаздывает, – думал я. – Но если нужно, чтоб она опоздала, то обязательно придёт вовремя или даже немного раньше…»
(А.Г.Алексин, «Очень страшная история»)
Неправильно
Мы побежали. Предчуствие подсказывало мне, что станция должна показаться сразу же, как только мы обогнём сосновый лесок, в который уперался дачный забор. Но ведь, как я уже, кажется, отмечал, длинный путь может показатся коротким, а короткий ужасно длинным, особенно если поглядываешь на часы и прислушиваешся, нешумит ли вдали электричка. «Иногда электричка на минуту-другую опаздывает, – думал я. – Но если нужно, чтоб она опаздала, то обязательно придёт вовремя или даже немного раньше…»
(А.Г.Алексин, «Очень страшная история»)
Слайд 12Сколько ошибок допущено в тексте справа?
Правильно
Городок к тому времени
как раз начал «болеть». «Болеть» на футбольном жаргоне означает увлекаться, ходить на матчи, жаждать выигрыша своей команды, болеть душой за неё. На футбольных воротах местного стадиона сетки ещё не было. Хорошо, что хоть ворота поставили: стойки-столбы со штангой-перекладиной. Недавно ещё сложенные в кучки шапки и штаны, заменённые на время игры трусами, отмечали границы подразумеваемого гола.
(Л.А. Кассиль, «Вратарь республики»)
Неправильно
Городок к тому времене как-раз начал «болеть». «Болеть» на футбольном жаргоне означает увлекаться, ходить на матчи, жаждать выигрыша своей команды, болеть душой за неё. На фудбольных воротах местного стадиона сетки ещё небыло. Хорошо, что хоть ворота поставили: стойки-столбы со штангой-перекладиной. Недавно ещё сложенные в кучки шапки и штаны, заменённые на время игры трусами, отмечяли границы подразумеваемого гола.
(Л.А. Кассиль, «Вратарь республики»)
Слайд 13 Проверьте, можете ли вы сосредоточиться на выполнении задания. Попробуйте
за одну минуту найти и исправить все ошибки в этих
словах.
Участвовать, прозьба, немецкий, куринный, карниз, по-русски, праздник, семячко, серце, цыган, столица, решётка, шопот, цыркуль, расколешь, загорелый, равнина, поларбуза, ткач, подушка, карондаш, количество, покороче, зорница, чемодан, ужасный, дорога, крапива, ощющение, шестнадцать, одинадцать, сирень, безвкусный, бесцветный, печоный, блестеть, сироп, приказ, чуствовать, подытожить, стелешь, несмотря на болезнь, францус, не глядя.
Слайд 14 Даны слова, в которых пропущены буквы Ж или
Ш. Ваша задача – вставить, где нужно, букву Ж.
Пропущенную
букву Ш вставлять не нужно
Упря_ка, немно_ко, доро_ка, кро_ка, раду_ка, но_ка, му_ка, руба_ка, подру_ка, поду_ка, стру_ка, фля_ка, вспа_ка, лачу_ка, варе_ка, бомбё_ка, кормё_ка, поварё_ка, деревя_ка, сапо_ки, стару_ка, теле_ка, вприпры_ку, клю_ка, кру_ка, сладкое_ка, сквору_ка, ро_ки, ватру_ка, бродя_ка, верту_ка, рома_ка, дворня_ка, ло_ка, пло_ка, мо_ка, су_ка, бедня_ка, плю_ка, пря_ка, сторо_ка, переды_ка, бума_ка, корму_ка, стё_ка, сле_ка, ночле_ка, опу_ка, серё_ка, кату_ка, марты_ка, короты_ка, фура_ка, обло_ка, насме_ка, врастя_ку, избу_ка, пичу_ка, сороконо_ка, весну_ки, окро_ка, неотло_ка, хлопу_ка, кочеры_ка, неваля_ка, нараспа_ку, оды_ка, коври_ка, пробе_ка, кры_ка, задви_ка, пятна_ки.
Слайд 15Проверьте свою наблюдательность. Прочитайте слова один раз.
Мелодия, вагон, истина, канонада, бечёвка, территория, пиджак, каморка, экспозиция, ураган.
Слайд 16Прочитайте слова и ответьте на вопросы.
Вагон,
истина, кананада, бечёвка, мелодия, терретория, каморка, пиджак, экспазиция, ураган.
1. В
каких словах допущены ошибки?
2. Какие слова стоят не на своём месте?
Слайд 17Поменяйте буквы местами так, чтобы получилось слово.
О Р А П
А М Н А
П А Н О Р А
М А
Слайд 18Одну секунду, но очень внимательно посмотрите на буквы, написанные ниже.
П Е Р И Л А
А
Е Р И П Л
Какое слово получится из этих букв?
Слайд 19Составьте слово из слогов.
ци
ди
я
тра
ТРАДИЦИЯ
Слайд 20Найдите лишний слог.
ДЕКЛАРАЦИЯ
КЛА Я
РА ДЕ
КЛО ЦИ
Слайд 21
Вставьте пропущенную букву и укажите, какие слова являются анаграммами.
п_льто
тополь лапоть
Слайд 22
Вставьте пропущенную букву и укажите, какие слова являются анаграммами.
мошк_ра
морошка ромашка
Слайд 23Вставьте пропущенные буквы и укажите, какие пары слов являются анаграммами.
Петарда
– т_рпеда;
каторга – к_горта;
платок – пл_кат;
иголка – лог_ка;
анекдот –дек_нат;
6.манометр –
метр_ном;
7. табурет – атр_бут;
8. птенец – п_нцет;
9. метрика – мат_рик;
10. тепло – п_лот
Слайд 24
Из загаданного слова можно составить слова
ГОРИЛЛА, АГАТ.
Что это за
слово?
АЛЛИГАТОР
Слайд 25
Из букв какого слова составлены слова
ОЗНОБ, НАСЕСТ, ПАСТЬ?
БЕЗОПАСНОСТЬ
Слайд 26
Внимательно посмотрите на слова (не читайте, а посмотрите).
Запишите по памяти. Проверьте, сколько слов вы запомнили.
Пресловутый, аплодисменты, ураган, насекомое, мерцать, эпитет, богатырь, подлинник.
Слайд 27
Закройте глаза и постарайтесь представить
все предложенные слова. Запишите их по памяти.
Слайд 28Прочитайте слова, проговаривая каждое слово по слогам так, как оно
пишется.
Панорама, маскарад, экспедиция, президент, дилетант, тетива,
фиолетовый, препарат, аромат, аккомпанемент.
Слайд 29
По памяти повторите слова по слогам так,
как они пишутся.
Прочитайте ещё раз, так же
проговаривая каждое слово.
Панорама, маскарад, экспедиция, президент, дилетант, тетива, фиолетовый, препарат, аромат, аккомпанемент.
Через 15 минут запишите по памяти, повторяя по слогам каждое слово.
Слайд 30
С одной буквой н пишутся прилагательное смышлёный, существительное приданое, а
также прилагательные в устойчивых словосочетаниях посажёный отец (посажёная мать), назвáный
брат(названая сестра), Прощёное воскресенье, конченый человек.
Попробуйте составить такое предложение, чтобы в него вошли все эти слова и словосочетания. Например:
Названый брат сообщил, что он нашёл для меня смышлёную невесту с большим приданым, посажёным отцом будет генерал, а свадьбу нужно сыграть до Прощёного воскресенья и только конченый человек может упустить такой шанс.
Слайд 31Попробуйте зарифмовать и выучить глаголы, оканчивающиеся на –ить.
Беспокоить, клеить, стоить, строить, удвоить, успокоить, утроить.
Удостоить, клеить, строить
Беспокоить,
и усвоить,
И удвоить, и утроить.
Слайд 32Телеграмма
Попробуйте составить такое
предложение, чтобы из записанных по порядку первых букв входящих в
него слов получилось слово.
КОФТА
Например:
Каждую осень Фаина торгует астрами.
Слайд 34
Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы:
Лживый, яблоневый, льстивый, сиреневый,
игривый, эмалевый, червивый, боевой, спесивый, солевой, красивый, алюминиевый.
Стро_вой, со_вый, фальш_вый,
бель_вой, дожд_вой, гряз_вой, правд_вый, локт_вой, лен_вый, трудолюб_вый, пол_вой, рул_вой;
Слайд 35
Найдите закономерность и сформулируйте правило:
Расчёт, рассчитать, расчётливый, рассчитывать, расчётный, расчётчик,
рассчитанный.
Слайд 36
Найдите закономерность и определите, какие слова являются исключениями:
Вытирать, вытереть, убирать,
соберёт, вычитание, умирать, блистать, замереть, рассчитать, стереть, отпереть, разжигать, выстилать,
сочетать, блестеть, зажигание, вычесть, сдирать, сочетание, блестящий, перебирать, запирать, натереть.
Слайд 37Вставьте, где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите
лишнее слово (оно отличается написанием):
пора собират_ся, готов согласит_ся, нужно вернут_ся,
начал портит_ся, с трудом верит_ся, прошу садит_ся, могу договорит_ся;
драм_а, ил_юминация, кол_ичество, рес_урсы, гал_ерея, дес_ант, продюс_ер, ап_лодисменты;
(не)скажет, (не)был, (не)здоровится, (не)соглашайся, (не)мог, (не)знаю;
он бор_тся, листва колыш_тся, собака ла_т, роза кол_тся, решение завис_т, туман стел_тся, стекло мо_тся;
ляг_те, встрет_те, реж_те,брос_те, спряч_те, сяд_те, исправ_те;
буфет_ица, переплёт_ик, груз_ик, объезд_ик, смаз_ик, перебеж_ик, свар_ик.
Слайд 38
В каждой группе все слова, кроме одного, выбраны по какому-то
одному признаку. Для каждой группы установите, по какому признаку отобраны
слова, и укажите лишнее.
Например: дышать, видеть, верить, слышать, обидеть, гнать. В этой группе все слова, кроме «верить», относятся ко второму спряжению, так как являются исключениями, а «верить» - потому, что оканчивается на –ить.
Слайд 39
зреть, худеть, белеть, болеть, стареть, жалеть, сидеть;
брошенный, купленный, лишённый, обиженный,
решённый, медленный;
пловец, равнина, отрасль, скачок, склоняться, зоревать, выгарки, поровну, росток;
отпереть,
потерять, забирать, блестеть, застилать, замирать;
тушёнка, сгущёнка, печёнка, жжёнка, кручёнка;
няня, дядя, скамья, потеря, Костя, Таня, пламя.
Слайд 40Найдите закономерность и продолжите ряд:
мороз, грустный, сбежать, подтолкнуть, просьба, опасный,
порог, поздно, отделить, молотьба, чудесный, город, …, …, …;
неслыханный, гусиный,
лиственница, станционный, кошеный, песчаник, медленный, воробьиный, конница, авиационный, чищеный, …, …, …;
Слайд 41
Павел был бос_ком.
Вставьте пропущенную букву, если :
Павел был бродягой;
на нём
не было обуви.
Слайд 42
- Нашу продукцию перестали покупать, какие будут предложения? –
спросил директор.
- Да, без рекламной к_мпании нам не обойтись… -
задумчиво проговорил заместитель.
Что вы имеете в виду? Объясните или хотя бы напишите слово. Что нам делать: самим рекламировать товар или в фирму обращаться?
Вставьте пропущенную букву:
если предприятие само должно проводить рекламную акцию;
если необходимо обратиться в фирму, занимающуюся рекламой.
Слайд 43
Благодаря какому правилу орфографии, вы сможете безошибочно поставить ударение в
слове ТАНЦОВЩИЦА, даже если никогда раньше его не слышали?
Слайд 44
Загаданное слово, глагол в неопределённой
форме, состоит из приставки, корня, суффикса и окончания –ть:
Приставка изменяется на письме: гласная зависит от ударения, конечная согласная – от следующей за ней буквы. В данном слове приставка безударная, корень начинается с глухого согласного.
На стыке приставки и корня – удвоенная согласная.
В суффиксе пишется и, так как ударение не падает на – ва.
Корень состоит из двух букв: одной из них обозначен глухой согласный, а другой – ударный гласный.
Назовите загаданное слово.
Слайд 45
За 5 минут попробуйте записать столбиком
как можно больше слов из 5 букв с таким расчётом,
чтобы в каждом из этих слов на 2 месте стояла безударная гласная А, не проверяемая ударением.
Например: БАРАН.
Слайд 46
Попробуйте образовать слова, добавляя к данным сочетаниям первую часть КАРА-
или КОРО-.
БИН, БОК, ВАЙ, ВАН, ЛЕВА, МЕЛЬ, КАТИЦА,
ЛЁК, МЫСЛО, СТЕЛЬ, УЛ, ТЫШКА, НТИН, НАЦИЯ.
Слайд 47
В корне раст- - ращ- -
рос- перед ст и щ пишется – а, перед с
без последующего т пишется о. Например: растение, выращенный, поросль.
Почему же мы пишем рост, роща, подросток, отросток, прирост, пророщенный, нарост?
Дополните правило, чтобы учитывались и перечисленные выше случаи. Постарайтесь использовать для этого как можно меньше слов.
Слайд 48
Известны два правила:
перед
глухими согласными парные звонкие (б, в, г, д, ж, з)
оглушаются, то есть произносятся как соответствующие им глухие согласные (п, ф, к, т, ш, с).
перед глухими согласными в приставках, оканчивающихся на -з (без-, воз-, из-, , низ-, раз-, обез-, через-), в соответствии с произношением пишется с(бес-, вос-, ис-, , нис-, рас-, обес-, черес-).
В каком слове мы пишем приставку без-, хотя произносим бес-?
Слайд 49Какое слово получится, если вставить, где нужно, пропущенные буквы и
выписать их подряд?
ОБЪЕЗ_ЧИК, АЛЮМИНИ_ВЫЙ, О_ДЫХ, УЗОРЧ_ТЫЙ, ПАРАЛ_ЕЛОГРАММ, РАЗРЕЖ_.
ДЕТАЛЬ
Слайд 50Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
ДИАГРАМ_А, ВАКУ_МНЫЙ НАСОС, ОКОННАЯ ЗАМА_КА, ОПАЗД_ВАТЬ, ОК_УЛЬТИЗМ,
Б_ГРОВЫЙ.
МУЗЫКА
Слайд 51Литература
Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. – Саратов: Лицей, 2004.
С.М.
Кузьмина. Теория русской орфографии. – М., 1981.
М.В. Панов. Занимательная орфография.
– М.: Просвещение, 2007. – С. 114 – 118.