Слайд 1«ИГРЫ- как способ воспитания толерантности»
Доклад:
Никифоровой Оксаны Ивановны
учителя информатики
и ИКТ
МОУ «ГЭЛ»
г. Саратова
Слайд 2Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс,
экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось
бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.
Почему?
Слайд 3Учитель может и должен:
воспитывать в духе мира;
признавать способности каждого
и уважать чувство и позицию каждого;
быть примером для детей;
уметь слушать;
поддерживать
эмоциональные привязанности;
развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
избегать жестких иерархических отношений;
не допускать проявлений авторитаризма;
поощрять совместную деятельность.
Слайд 4Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы
самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности,
взглядов, мировоззрения, стилей мышления
и поведения.
Слайд 5Начальная школа
Средняя школа
Старшая школа
Слайд 6 Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.
Цель: формирование уважительного отношения
к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
Демонстрация сходства и различия учащихся.
Воспитание умения слушать другого человека.
Слайд 7Упражнение «Приветствие»
Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу
мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.
Слайд 8Упражнение «Как бы вы поступили в том или ином случае?»
Ситуации.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он
успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Слайд 9Упражнение: Фрагменты из М/Ф: «Гадкий утенок», «Голубой щенок»
Примерные вопросы
к обсуждению:
- Почему не хотели дружить с щенком? Чем он
не похож на всех? Правильно ли они поступали?
- Почему они дружат? Похожи ли они?
- Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод?
- Почему они восхищаются им теперь? Вывод.
Слайд 10Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека.
Цель:
Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;
Задачи:
Стимулировать воображение участников в поисках
собственного понимания толерантности.
Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.
Слайд 11Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий
приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из
участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Слайд 12Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Материалы: небольшой
мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает
мяч одному из участников и говорит ему комплемент.
Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Слайд 13Упражнение «Лукошко»
Цели:
работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;
развивать фантазию,
творческое мышление.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками
из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.
Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Слайд 14Упражнение «Аплодисменты»
Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Необходимое
время: 5 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит
встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством.
Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.
Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Слайд 15Упражнение «Построиться по росту»
Цель: — повышение уровня сплоченности, взаимопонимания
согласованности действий в группе.
Необходимое бремя: 5 минут.
Процедура проведения. Участникам
группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.
Слайд 16Сложившаяся в стране демографическая ситуация в первую очередь негативно отозвалась
в учреждениях образования. Повсеместно по России стало снижаться количество детских
садов и школ.
Слайд 17Начало игры.
Жеребьевка: заранее готовятся 28 шариков 4 цветов (по 7
шариков 1 цвета), 28 бейджиков с номером команды на бумаге
7 цветов радуги. Каждому участнику предлагается вытащить из мешка по шарику и надуть его – так формируются команды 4 цветов: 1 - «зеленая», 2 – «красная», 3 – «синяя», 4 – «желтая». Каждому участнику команды раздается бейджик, таким образом, что в команде каждому участнику соответствует один из цветов радуги.
Упражнение «Забавная аннограмма»
Вызываются «красные» члены команд – они выдирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроится в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ, подруга, команда).
Слайд 18Упражнение «Снежный ком»
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем
сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя.
Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся ,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение«Сосед справа, сосед слева»
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
Слайд 19Упражнение «Комплименты»
Вызываются «желтые» и «оранжевые» члены команды (в этом случае
один член команды должен быть юноша, другой - девушка). Им
дается задание: сказать как можно больше друг другу комплименты.
Упражнение «Песня о дружбе»
Приглашается «зеленые» члены команд, они выбирают конверт с названием песни, которую команда должна исполнить
Например: «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба». К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.
Слайд 20Упражнение «7 злаков»
Приглашаются «голубые» члены команды: они получают у ведущего
по 7 спичечных коробков. На полу расстилаются 4 ватмана с
рассыпанными на них 7 видов зерновых культур: рис, горох, гречка, ячмень, семечки, орехи, фасоль. Каждый участник команды в свою коробочку должен собрать свой злак. Оценивается командный результат: то есть чья команда соберет быстрее, та и получает очко.
Слайд 21Упражнение «Подарочный бантик»
Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1
атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком
на время.
Упражнение «Каша дружбы»
Участникам команды раздаются чайные пластмассовые ложечки и по одной тарелке с манной кашей. Задание вся команда одновременно должна есть кашу из этой тарелки на время. Очко присуждается команде, которая наиболее качественно и быстро съела «Кашу дружбы».
Слайд 22Упражнение «Общий ритм»
Цели: — повышение сплоченности группы.
Необходимое время: 5
минут.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз
хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Слайд 23Упражнение: «Эмблема толерантности»
Цели:
- продолжение работы с определениями толерантности;
- развитие фантазии,
экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.
Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).
Слайд 24Упражнение «Пантомима толерантности»
Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько
определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы — моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы— 5 мин.
Обсуждение.
Ведущий задает следующие вопросы: Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Слайд 25Упражнение «Превращения»
Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
время:
10 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает
участникам завершить следующие предложения:
Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...);
«Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »;
«Если бы я был взрослым, то я был …»;
(другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
Слайд 26Упражнение «Волшебная лавка»
Цели: — дать участникам возможность выяснить, каких качеств
им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Необходимое
время: 20 минут.
Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Рефлексия занятия Какие качества присущи толерантной личности?
Какие качества характерны для интолерантной личности?
Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
Слайд 27Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный
день»
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
развитие
способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у участников.