Слайд 1ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ОС - 13
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Красногорбатская
основная общеобразовательная школа»
Владимирской области
Галаур Ольга Дмитриевна
Слайд 2Цели и задачи:
изучение новых знаний об имени прилагательном
формирование у
обучающихся умений и навыков нахождения классификации и правописания имён прилагательных
обеспечить
в ходе цикла уроков усвоение, повторение, закрепление основных понятий, правил , связанных темой «Имя прилагательное»
Слайд 3ЗНАЧЕНИЕ // ВОПРОС
ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА
КАКОЙ? СИНИЙ
ЧЕЙ? МАМИН
Слайд 4ИЗМЕНЯЕТСЯ:
по Р, Ч, П
Согласуется с сущ в Р Ч П
синяя вода, синий кит, синее море
синие глаза,
синей воды, синему
киту, синими глазами, в синем море
x
прилаг□ ( □?) сущ
x
у каменного( какого?) моста
Слайд 6П в предложении:
ПРИЛАГ.,
КР. ПРИЛАГ., СР. СТ.ПРИЛАГ
кр.прил
прил
Как красив осенний лес!
Слайд 8КАЧЕСТВЕННЫЕ
...может проявляться в большей//меньшей степени
+ очень,
Очень тёмный
+ сложное прил. Тёмный- претёмный
+ НЕ-, Нетёмный(светлый)
+ краткая форма Тёмен
+ степени сравнения Темнее//темнейший
Слайд 9ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
не может проявляться в большей// меньшей степени,
характеризует предмет по:
времени, летний
месту, домашний
материалу, кожаный
действию вязаный
Слайд 10ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Указывает на принадлежность
ЧЕЙ?
Нора (чья?) лисья (принадлежит лисе),
но
шуба (какая?) лисья- сделана из лисьего меха/относительное/,
но
хитрость (какая?) лисья - как у лисы /качественное/
Слайд 11КРАТКАЯ ФОРМА
образуется отсечением □ (полностью или частично)
:
тёмный
- тёмен □ ,
отвечает на вопрос КАКОВ?
не изменяется по П.,
в предложении - КР.Ф.
Слайд 12 в КР.Ф.
после шипящих
Ь
не пишется
шипуч_
Слайд 13О//Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
/ /
в □ большОй, но большЕго
/ /
в ^ ежОвый, но лицЕвой
Слайд 17НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
1)без НЕ не употребляется Неряшливый
2)
НЕ- - приставка
некрасивый
(=страшный)
1) есть противопоставление с союзом А Не _ красивый, а страшный
2) есть слова: ВОВСЕ, ДАЛЕКО, НИЧУТЬ, СОВСЕМ
Нисколько не_ красивый
Слайд 18НН//Н
1. + - О//ЕНН- обедЕННый
2. Н + -Н-
камеННый ← камеНь
ИСКЛ: ВЕТРЕНЫЙ
–АН-
кожАНый
-ЯН- серебрЯНый
-ИН- лебедИНый
ИСКЛ: ОЛОВЯННЫЙ,
СТЕКЛЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.
Слайд 19СЛОЖНЫЕ
СЛИТНО
ЧЕРЕЗ «-»
Если
образовались от
словосочетания
Железная дорога →
железнодорожный
обозначает цвет
жёлто-синий
2) образовано от сущ, которое пишется через дефис юго-западный
3) образовано от П, между которыми можно поставить И
Горько-солёный (горький И солёный)
Слайд 20МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР:
____ - прилаг, т.к. обозначает признак пр-та, отвечает на
?
1. Н.Ф (в форме
И.п., ЕД.ч., М.р.)
2. п.п: разряд,
Н.п.: полн/кр форма(для КАЧ), ст.сравнения(для КАЧ), Ч, П, Р,
3. синт. роль
Слайд 21литература
УМК «Русский язык 5,6 класс» под редакцией Л.М Рыбченковой и
др. Москва . Просвещение.2015.г