Слайд 1
Г.ШУ, сш имени Гани Муратбаева
Учитель :
Пронина Анастасия Анатольевна
Презентация к уроку
русского языка по теме:
«Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного.»
Слайд 2Тема урока:
Имя существительное .
Морфологический разбор имени существительного.
Слайд 3Тема урока:
Имя существительное .
Морфологический разбор имени существительного.
Цели: 1)
дать широкое понятие о существительном, его
постоянных и непостоянных морфологических
признаках;
2) научить определять существительное по значению
и вопросам; различать род, склонение, разряд по
значению, категории одушевлённости и
неодушевлённости, существительные собственные
и нарицательные;
3) закрепить навыки и умения определять непостоянные
признаки существительного: падеж, число;
4) развивать память, мышление, правильную речь.
Оборудование: интерактивная доска.
Слайд 4План урока
1. Разминка
2. Объяснение нового материала на тему: «Имя существительное
.
Морфологический разбор имени существительного.»
3. Работа по учебнику.
4. Карточки (тестирование).
5.
Обобщение. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
7.Выставление оценок.
Слайд 5Разминка
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Слайд 6Найдите имена существительные
Пух, пуховый, пушинка, пушок.
Снег, снежинка, снежный, снежок.
Гриб, грибник,
грибной, грибок.
Ручка, ручной, приручить, ручеёк.
Слайд 7
Имя существительное –
самостоятельная часть речи, объединяющая слова со
значением предметности.
Название предметов(дом) , лиц (человек) , животных (заяц),растений (ландыш).
Явления
природы(снег).
Процесс действия(бег).
События (собрание).
Признаки (белизна).
Слайд 9Непостоянные признаки
Существительные имеющие только форму единственного числа
Молоко
Сметана
Любовь
Дружба
Красота
Существительные имеющие только форму
множественного числа
Ножницы
Брюки
Очки
Каникулы
Слайд 13Конкретные существительные
обозначают явления или предметы реальной
действительности, существуют в виде отдельных экземпляров или особей.
Они образуют формы множественного числа и сочетаются с количественными, порядковыми и собирательными числительными:
дом - два дома - десятый дом
удар - три удара - шестой удар
юноша - первый юноша - двое юношей
Слайд 14Вещественные существительные
обозначают однородные по составу вещества,
однородную массу чего-либо, материалы, которые делятся на части, сохраняющие свойства
целого, и которые можно не считать, а измерять:
глина, железо, молоко, сметана, курятина, водород, марганец, сера, вода, соль, уголь
Отличительные грамматические признаки вещественных существительных:
1) не изменяются по числам, имеют форму только одного числа - единственного или множественного:
тесто, солома, горох, опилки, консервы, сливки;
2) не допускают счёта, не сочетаются с количественными числительными,
нельзя сказать четыре муки, три цемента;
Слайд 15Абстрактные (отвлечённые) существительные
обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия,
состояния, понятия:
храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость.
Они употребляются
только в единственном числе.
Абстрактные существительные образуются при помощи суффиксов -ОСТЬ-, -К-, -ОТ-, -ИЗН-, -ЕВ-, -ИН-, -НИЙ-, -ТИЙ-, -ОТН-, -СТВ-, -ИЗМ-, -АЦИЙ:
выносливость, темнота, новизна, синева, низина, разоружение, развитие, толкотня, упорство, формализм, ориентация.
Слайд 16Собирательные существительные
обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое: молодёжь,
родня, мошкара, беднота, бельё, березняк, листва, генералитет, мусор, хлам, хвоя.
Выделяют
тематические группы собирательных существительных, обозначающих:
лиц: профессура, электорат, учительство, студенчество, человечество, братва; животных: мошкара, вороньё; растений: ельник, березняк;
предметов: аппаратура, мебель, хлам, старьё, листва
Имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными.
Нельзя относить к собирательным существительным слова типа народ, группа, коллектив, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие.
Так как эти слова могут сочетаться с количественными числительными.
народ - народы - два народа
группа - группы - пять групп
взвод - взводы - три взвода
Слайд 20Как определить склонение существительного?
Определить род
Определить окончание
По роду и окончанию определить
склонение
Слайд 21Морфологический разбор имени существительного.
Порядок разбора:
I.Часть речи . Общее значение.
II.Начальная форма(И.
п., ед.ч.).
Морфологические признаки:
А)постоянные : собственное /нарицательное , разряд по значению( конкр ., отвлеч .(абстр.) , вещест , собир.), одушевленное / неодушевленное , род, склонение;
В)непостоянные: падеж, число.
III.Синтаксическая роль.
Слайд 22Образец разбора имени существительного.
Он думал , что такую любовь, если
он даст ей разогреться, не вместит сердце.(К.Г.Паустовский)
I.Не вместит (что?) любовь-имя
сущ.,обоз.предмет(понятие)
II.Н.ф.-любовь.
Морф.пр.:пост.:нариц.абстракт.,неодуш.,ж.р,3 скл;непост.:в.п.,ед.ч.
III.Не вместит (что?) любовь-дополнение.------
Слайд 23Работа с учебником
Упр. 94 , стр.100.
Произвести морфологический разбор
имен существительных.
Слайд 24Итог урока:
Какую тему мы изучили?
Что нового узнали?
Какие признаки имени существительного
относятся к постоянным,
а каким к непостоянным?
Слайд 25Домашнее задание:
Упр.94(оставшееся),
упр.96(определить род
несклоняемых сущ-ых,
составить 4-5 предложений)
Слайд 26Домашние задание:
Упр.94 (2 предложение, произвести
морфологический разбор им.сущ-ых);
Упр.96 (определить род
несклоняемых сущ-ых)