Слайд 1Использование материалов этнокультурологической направленности как средство развития познавательного интереса обучающихся
на уроках русского языка и литературы
Няч Ольга Рамильевна,
учитель русского языка
и литературы
Слайд 2Актуальность темы
Работая в школе-интернате, я столкнулась с такими проблемами:
ослабевает интерес
к русскому языку и литературе: учащиеся мало читают, многие не
выезжают за пределы села, нет возможности посещать музеи, выставки, театры, отсюда бедная, невыразительная речь;
дети коренной национальности теряют интерес к духовным и нравственным ценностям своего народа;
в силу особенностей характера дети КМНС очень скромны, застенчивы, не уверенны в себе.
Слайд 3Гипотеза:
внедрение в изучение русского языка и литературы материалов этнокультурологического содержания
может повысить интерес к предмету, оказать положительное влияние на воспитание
гармонично развитой личности если:
планировать урок как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;
оптимально сочетать групповую и индивидуальную формы учебной работы;
дидактический материал к урокам составлять на основе местного материала.
Слайд 4Актуальность данной работы
определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при
обучении русскому языку с учетом местного материала, т.е. использовать национальную
и региональную лексику, а также краеведческие материалы и обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения.
Слайд 5Интеграция национально-регионального компонента
Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:
первое направление связано с включением краеведческого материала из разных предметных
областей истории, географии, литературы, культуры народов Ямала в программу изучения русского языка.
второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические справки и современные тенденции развития региона.
Слайд 6Теоретическая интерпретация опыта
Предлагаемый в описании опыта работы дидактический материал включает
в себя предметно-информационную, деятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентированную составляющие и построен на
основе педагогической технологии многоуровневого планирования результатов обучения, предложенной В.В. Гузеевым и опирающейся на теории Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, что позволяет создать условия для реализации субъектности учащегося.
Современные подходы к решению данной проблемы получили широкое освещение в психолого-педагогических трудах И.Н.Закатовой, нашли свое отражение в нормативно-методических документах, а также в практической работе педагогов школ округа.
Слайд 7Система работы педагога
Цель использования материала этнокультурологической направленности на уроках русского
языка – это развитие познавательного интереса учащихся, развитие творческих и
исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
создать условия для формирования у детей адекватной самооценки;
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Слайд 8Система работы педагога
Работая над материалом этнокультурологической направленности и используя его
на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
системность,
доступность,
наглядность,
учет
индивидуальных способностей и запросов обучающихся;
разнообразие материала,
связь материала в учебной и воспитательной работе,
взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Слайд 9Использование дидактического материала
Дидактический материал интегрированного характера:
карточка – информатор;
карточка – редактор;
карточка
– самоконтроль;
карточка - контрольная работа.
Слайд 10Система работы педагога
Опыт применения таких карточек показывает, что использование дидактического
материала позволяет:
достичь общего для всех учащихся базового уровня минимума знаний;
применение
карточек способствует более прочному усвоению знаний за счёт неоднократного закрепления материала в различных контекстах и осуществления смены учебной деятельности;
способствует формированию у школьников умений планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
технология применения таких карточек способствует развитию творческого потенциала, как педагога, так и обучающихся.
Слайд 11Система работы педагога
Дидактический материал в виде карточек – не единственный
способ развития познавательного интереса к русскому языку и литературе с
использованием материала этнокультурологической направленности.
Исследовательские и творческие проекты.
Подготовка презентаций и буклетов.
Анализ художественных текстов.
Слайд 12Результативность обучения
Успешная социализация детей
Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах
Повышение качества
знаний учащихся
Отсутствие второгодничества
Выпускники выбирают для поступления учебные заведения со специальностью,
связанной с филологией
Слайд 13Заключение
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной
деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и
не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности.
Слайд 14Список используемой литературы
Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на
уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3.
– с. 57-61.
Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.
Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983.
Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992.
Вкус ягоды ямальской. Литературно-художественный альманах поэтов и прозаиков города Губкинского. Вып.1-4
Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11.