Слайд 1Итоговое сочинение
2017-2018 учебный год
Презентацию составила Селиванова Галина Геннадьевна, учитель русского
языка и литературы, МБОУ «Яренская СШ» Архангельской области.
Слайд 2 направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и
измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Слайд 3«Верность и измена»
В рамках направления можно рассуждать о верности
и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с
философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 4Примеры произведений по данному направлению
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
2. Н.В.
Гоголь «Тарас Бульба»
3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
4. И. Бунин
«Темные аллеи»
5. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Слайд 5Расшифровка понятия
1. Верность/ измена в широком смысле.
2. Верность/ измена
в любовной сфере.
3. Верность (измена) Родине, государственному долгу
4.
Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.
5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.
6. Верность животных своим хозяевам.
Слайд 6«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных
типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к
окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 7Примеры произведений по данному направлению
1. Б. Екимов «Ночь исцеления»
2. Ю.
Яковлев «Мальчик с коньками»
3. В. Короленко «Дети подземелья»
4. А. П.
Чехов «Вишневый сад»
5. Н.В Гоголь «Мертвые души»
Слайд 8«Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься
о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить
цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали
Слайд 9Примеры произведений по данному направлению
1. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
2.
Л. Толстой «Война и мир»
3. М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер
и Маргарита»
4. В. Каверин «Два капитана»
5. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»
А. Чехов « Ионыч»
Слайд 10«Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных
проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться
от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 11Примеры произведений по данному направлению
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
2. В.
Быков «Сотников»
3. М. Шолохов «Судьба человека»
4. М. Горький «Старуха Изергиль»
5.
А. И Гончаров «Обломов»
Слайд 12«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на
человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но
и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 13Примеры произведений по данному направлению
1.А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день
Ивана Денисовича»
2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени»
4. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
5. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Слайд 14Критерии оценивания сочинения
соответствие теме;
аргументация,
привлечение литературного материала;
композиция;
качество речи; грамотность.
Слайд 15Источники
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
http://rustutors.ru/vernost-izmena.html