Слайд 1
Сочинительные и подчинительные союзы
урок русского языка в 7 классе
учитель русского языка и литературы
МБОУ»Золотухинская СОШ
Самсонова Светлана Владимировна
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов
«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи
соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой
махины сплочены и склеены бывают…
И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».
Слайд 3“Имеючи отца ,хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем
невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести
гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...” Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.
Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву.
Слайд 4Ломоносову разом приходилось делать десять дел, - и "читать лекции",
и "делать опыты новые" (по физике и химии), и "говорить
публично речи и диссертации", и "сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)", и "составлять правила красноречия", и "историю своего отечества" - и все это в добавок "на срок ставить"
Слайд 5
Союз И является одним из самых употребляемых слов русского языка.
Этот
союз скрепляет мысли, усиливает выразительность, придаёт речи плавность.
Синтаксическая роль этого
союза заключается в том, что он может соединять однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Слайд 6Сочинительные союзы
и, но, или (либо), да,
не
только- но и, однако, зато, то-то; не
то - не то; как, так и
ни-ни; тоже, также, же
Слайд 7Михаил Васильевич Ломоносов – член Петербургской Академии наук.
В Академии Ломоносов
трудился более двадцати лет. Михаил Васильевич составил первую русскую грамматику,
учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра. В работе он забывал об отдыхе, еде.
Слайд 8Сравните тексты.
В Академии Ломоносов трудился более двадцати лет. Михаил Васильевич
составил не только первую русскую грамматику и учебник русской истории,
но и сочинял стихи, а также пьесы для театра. В работе он забывал и об отдыхе, и еде.
Слайд 9Роль сочинительных союзов:
Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе
сложного предложения.
Связывают однородные члены предложения
Слайд 10Сравни предложения:
Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный
дождь.
[ ] , и [
]
Едва небо заволокло тучами, забарабанил по крышам быстрый холодный дождь,
( Едва … ) , [ ]
Слайд 11Подчинительные союзы
когда, едва, пока, если, как,
что, чтобы, потому что, хотя
так как, лишь, как будто,
словно, ли, с тех пор как,
оттого что, вследствие того что,
благодаря тому что, вопреки тому
что, несмотря на то что…..
Слайд 12Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил
в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736 трое из способных
учеников,
в том
числе Ломоносов,
были отправлены
в Германию
для обучения математике,
физике, философии,
химии и металлургии.
Слайд 13Сравните предложения
Только благодаря тому что Ломоносов выдал себя за сына
дворянина, ему удалось в январе 1731 поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую
академию.
Для того чтобы обучаться математике,
физике, философии, химии и металлургии, Ломоносов в числе других лучших учеников был отправлен в Германию.
Слайд 14Роль подчинительных союзов
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном
предложении. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому,
то есть от одного предложения к другому можно поставит вопрос.
Слайд 15
Найди союзы, что они соединяют?
Ломоносов с малых лет бился и
изнемогал, чтобы отцу и всем старшим доказать, что науки нужны
и полезны.
Первые годы обучения были трудными, но Михаил упорно трудился и сделал большие успехи.
Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага.
Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук.
Его необычная способность к обучению была столь очевидной, что Ломоносова отправили в Германию, чтобы изучить химию и металлургию.
Ломоносов был великим патриотом, глубоко любящим его Родину, и имел большое желание сделать ее преуспевающей страной.
Слайд 16Составь предложения:
1)Дни стали длиннее,
однако…
не только.., но и…
2) …выглянуло солнце,
Так как
Едва
Слайд 17Проверь себя
1)Укажите верное утверждение.
а) сочинительные союзы связывают неравноправные части сложного
предложения;
б) сочинительные союзы связывают слова в словосочетаниях;
в) сочинительные союзы связывают
однородные члены предложения.
Слайд 182)Укажите неверное утверждение
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и
составные
В) производные и непроизводные
Слайд 193)Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные
А) где, зато,
также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да
Слайд 204)Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки
препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса
и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу
Слайд 215) В каком предложении есть подчинительный союз?
А) Идти было легко,
приятно - под ногами лежала не то пыль, не то
труха.
Б) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.
В) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки.
Г) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки.
Слайд 226) Укажите предложение с сочинительным союзом
А)У крайних домиков родного села
Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.
Б) Мальчики миновали деревню,
паромную переправу, а лодочника все не было.
В) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.
Г) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
Слайд 24Напиши графический диктант по упражнению 321
1.[ ], и [ ]
2.[
] ,( так как )
3.[ ] , и
[ ]
4.[ ], ( когда )
5.[ ] , а [ ]
Слайд 25Подумай и ответь!
Для чего нужны союзы?
Почему союзы делят на
сочинительные и подчинительные?
Что вызвало трудности в изучении темы?
О
чём было интересно узнать?
Слайд 26Домашнее задание:
Упражнение 326
Упражнение 322
Выучи правило: сочинительные и подчинительные союзы.