Слайд 1Изобразительно-
выразительные
средства
Слайд 2Эпитет – образное определение
предмета или явления,
выраженное преимущественное
прилагательным.
Осень
золотая в гости к нам
пришла.
Слайд 3Метафора – вид тропа, образованного по
принципу сходства, средство
иносказательной
выразительности,
скрытое сравнение, при котором один из
сравниваемых предметов не
назван, но
подразумевается.
И эти дети гор были необычайно
наивны.
Слайд 4Метонимия – разновидность
метафоры, в которой существует
объединение по обобществленному
или количественному признаку.
Все флаги в гости будут к нам.
Слайд 5Синекдоха – разновидность
метонимия, определяющаяся по
количественному признаку.
Прочитал всего Пушкина.
Город
спит.
Слайд 6Олицетворение – троп,
направленный на передачу
свойств одушевленного предмета
предметам неодушевленным.
Ветер по
морю гуляет.
Белая береза под моим окном
принакрылась снегом…
Слайд 7Сравнение – изобразительная
конструкция, построенная на
смежности качеств и соединенная
при
помощи сравнительных союзов
КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО,
ПОДОБНО и т.п.
Море
бушевало подобно кипящему
котлу.
Слайд 8ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в
замене названия предмета или
явления
описанием их
существенных признаков или
указанием на их характерные
черты.
Мы часто говорим: «Автор
«Героя нашего времени» (вместо
М.Ю. Лермонтов)
Слайд 9Гипербола – образное выражение,
содержащее непомерное
преувеличение размера, силы,
значения.
Слайд 10Литота – выражение, содержащее,
в противоположность гиперболе,
непомерное преуменьшение размера,
силы, значения какого – либо
явления:
Ниже тоненькой былиночки надо
голову клонить.
Слайд 11АНТИТЕЗА – это оборот, в котором
для усиления выразительности речи
резко противопоставляются
противоположные понятия:
Ученье – свет, а неученье –
тьма.
Слайд 12ОКСЮМОРОН – стилистическая
фигура, состоящая в соединении
двух понятий, противоречащих
друг
другу, логически исключающих одно
другое:
горькая радость, звонкая тишина,
красноречивое молчание.
Слайд 13Контекстные синонимы – слова,
выполняющие функции синонимов
только в конкретном
контекстуальном
отрывке.
Только кочки и буераки указывали
направление тропы. Да и то
эта
тоненькая ниточка не уводила далеко.
Слайд 14Контекстные антонимы – слова,
выполняющие функции антонимов
только в конкретном
контекстуальном отрывке.
Странный он был человек: при
большом начальстве звонким
соловьем трели
разводил, при
подчиненных же диким медведем
рыкал.
Слайд 15АНАФОРА – единоначалие, повтор
слова или группы слов в начале
некоторых стихов, строф или фраз.
Жара встала стеной. Жара душила
его
своими горячими руками. Жара
сводила с ума…
Слайд 16Эпифора – единое завершение, повтор
слова или группы слов в
конце
некоторых стихов, строф или фраз.
Слайд 17АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор
последнего слова(группы слов)
предыдущего предложения в начале
следующего.
Тогда он тихонько запел песню.
Песню, которой его научила мать.
Слайд 18ИНВЕРСИЯ является одним из
важнейших средств
интонационно-синтаксического
выделения слов или
их сочетаний.
Она состоит в постановке
выделяемых слов на синтаксически
необычное для них место.
Шли таким образом мы уже дней пять.
Лес за нами темный, мрачный.
Слайд 19ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов
высказывания с постепенным
нарастанием значимости
( ни позвать, ни крикнуть,
ни помочь)
или убыванием
Все
грани чувств, все грани правды
в мирах, в годах, в часах.
Слайд 20Парцеляция – сознательное
нарушение границ предложений,
направленное на сознательно
эмоциональное выделение
темы,
часто бывает выражена неполными
предложениями..
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и
жуткий свет.
Слайд 21СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –
одинаковое синтаксическое
построение соседних предложений
или отрезков
речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые
клочья
тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Слайд 22РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это
стилистическая фигура, состоящая
в том, что
вопрос ставится не с
целью получить на него ответ, а
чтобы привлечь внимание читателя
к тому или иному явлению.
Слайд 23РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это
стилистическая фигура, состоящая
в подчеркнутом обращении
к
кому-нибудь или чему-нибудь для
усиления выразительности речи.
Оно служит
не столько для
названия адресата речи, сколько
для того, чтобы выразить
отношение к тому или иному
объекту, дать его характеристику.
Слайд 24Разработал
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ №7
п. Талинка
Октябрьского района
Ханты-Мансийского
автономного округа
Тюменской
области
Безруков Д.Н.