Слайд 1
Изобразительно – выразительные
средства языка.
Слайд 2
Художественная речь
(язык художественной литературы).
I.
Художествен-ная лексика (тропы)
II.
Стилистиче-ские фигуры
III. Поэтическая фонетика
Слайд 4
Художественная лексика (лексические средства). Тропы
(слова и выражения, употреблённые в переносном
значении и создающие образные представления о предметах и явлениях).
Слайд 7
II. Стилистические фигуры
(особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста).
Слайд 14
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие:
восклицательные
предложения;
диалог, скрытый диалог;
вопросно-ответная форма изложения;
ряды однородных членов;
цитирование;
вводные слова и конструкции.
Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Слайд 15
Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой
стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение
текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я «умываю руки» — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...»
В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек — это звучит гордо» (М. Горький).
Слайд 16
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А. С. Пушкин)
сравнение
Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал.
(Л. Н. Толстой)
эпитет
Обвеян вещею дремотой
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит. (Ф.И.Тютчев)
И упало каменное слово на мою еще живую грудь… (А.Ахматова)
олицетворение
метафора
Определите вид тропа.
Слайд 17
Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
синекдоха.
Ну, скушай же
еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
метонимия
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем
крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)
развёрнутая метафора
Туманный Альбион (вместо Англия).
перифраз
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
сравнение
По дорожке лунной в полосе прибрежной
Я плыву куда-то, где меня не ждут,
Волны еле слышно, даже еле нежно
Песенку прибоя для меня поют.
олицетворение
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А. С. Пушкин)
эпитеты
Слайд 18
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а
сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
(Н. Гоголь «Ревизор»)
Пришли мне... витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, – т.е. штопор.
(А. С. Пушкин)
литота
гипербола
перифраз
Эй ты, неутомимый труженик, иди-ка сюда! (по отношению к лежебоке, отлынивающему от работы)
ирония
Слайд 19
Определите вид стилистической фигуры.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза,
лед и пламень
Не столь различны меж собой...
(А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")
Мало того
что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)
антитеза
анафора
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок)
эпифора
Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
градация
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)
инверсия
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(А. Твардовский)
рефрен
Бесконечный тупик
оксюморон
Слайд 20
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл.
Успенский)
парцелляция
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н.
Толстой)
эллипсис
Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)
риторическое обращение
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
бессоюзие
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)
многосоюзие
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин)
оксюморон
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)
синтаксический параллелизм
… не правда ль? Ты одна… Но если…
(А. С. Пушкин)
умолчание
Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. (В.Шукшин)
лексический повтор
Слайд 21
Определите приёмы поэтической фонетики.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами
гора серебра.
(Н. Заболоцкий)
ассонанс
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
(В. Маяковский)
аллитерация
Крут буржуев озверевший норов.
Тьерами растерзанные, воя и стеная,
тени прадедов — парижских коммунаров —
и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский)
диссонанс
Слайд 22
Самостоятельная работа.
Анализ средств выразительности.
Слайд 23
метафора
метонимия
парцелляция
эпитет
сравнение
инверсия
оксюморон
антитеза
анафора
риторическое обращение
олицетворения + эпитеты + сравнение
градация
Слайд 24
риторический вопрос
инверсия
метонимия
сравнение
оксюморон
синтаксический параллелизм
эпифора
метафора
парцелляция
эллипсис
лексический повтор
аллитерация
ассонанс
Слайд 25
Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная
работа с последующим анализом.)
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный
слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.
Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей.
И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!
М. Пришвин «Неведомому другу».
Слайд 26
Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения
почек».
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом
клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Слайд 28
Задание В8З
Задание В8.
В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания:
1. Выразительные средства русской фонетики.
2.
Выразительные средства словообразования.
3. Выразительные средства лексики и фразеологии.
4. Выразительные средства грамматики.
5. Анализ средств выразительности.
Выразительность русской речи.
Слайд 29
Одно из самых сложных заданий части В – задание В8,
не случайно это единственное задание среди всех тестов части А
и В, оцениваемое 2 баллами.
Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности. Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания.
Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности, звукопись, тропы и фигуры речи. Слово ведь не только называет предмет, качество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, может быть экспрессивным, то есть указывать на степень проявления признака: большой — колоссальный. Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), так как они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: сквернопение.
Более выразительной нашу речь помогают сделать лексические средства
языка, звукопись, тропы и фигуры речи.
.
Слайд 30
Рассмотрим лексические средства.
К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы,
омонимы, фразеологизмы и пр. Они участвуют в создании художественного образа,
на их основе строятся выразительные средства.
Слайд 31
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
Антонимы - это слова одной и той же части
речи, противоположные по своему лексическому значению (правда — ложь, добрый — злой,
говорить — молчать).
! Антонимы могут быть контекстными, т. е становиться антонимами только в данном контексте (Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе "У нее были не глаза, а очи" они могут рассматриваться как антонимы. Другой пример: " Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя").
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию (влюбленность – любовь, приятель – друг).
! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными. (Узкие, мещанские взгляды).
Слайд 32
Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа —
1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева.
Омонимы - это слова,
одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению: (Ключ1 - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ.
Ключ2 - бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй).
Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта.
Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать
(в значении смеяться).
Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
«Входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Слайд 33
Устаревшие и новые слова.
Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из
употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений,
которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина.
Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии.
Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.
Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.
Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей.
Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо,
лебедиво
Такие неологизмы называют окказионализмами.
Слайд 34
Диалектизмы и заимствованная лексика.
Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно
ограниченным числом
людей, связанных территориальной
общностью.
Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша –
болото…
Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов.
Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.
Слайд 35
Специальная лексика.
Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак).
Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке,
технике, искусстве.
Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.
Жаргонизмы.
Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными
определёнными интересами, родом занятий, привычками.
Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача
Слайд 36
Фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы)
в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии –
относительно самостоятельного раздела лексикологии.
Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…
Слайд 37
Следует отметить, что в задании В8 встречаются и другие термины
лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч.
экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор.
В8 Речь. Анализ средств выразительности.
Задание
В8 в демоверсии 2009:
B8 «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».
Список терминов:
сравнительный оборот;
2) ряд однородных членов;
3) фразеологизмы;
4) инверсия;
5) олицетворение;
6) парцелляция;
7) эпитеты;
8) литота;
9) вопросительные предложения.
Слайд 39
Текст для анализа:
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в
морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились
на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)
Слайд 40
Алгоритм рассуждения:
1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств
выразительности (лексико -фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры;
звукопись).
2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.
Слайд 41
Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому
языку.
Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание
«синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности.
Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.
Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.
Какие из перечисленных средств художественной выразительности
используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств.
1) экспрессивный повтор;
2) ряды однородных членов;
3) развернутые сравнения;
4) газетно-публицистическая фразеология;
5) разговорные синтаксические конструкции.
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире.
(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(В. Непомнящий)
Слайд 43
Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных
членов, развернутые сравнения, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции, видим в
1-м и 2-м предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6–7-м предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – (4), феномен «русских мозгов» – (5) и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1).
Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.
Слайд 44
3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в
следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности.
1) риторическое
обращение;
2) экспрессивный повтор;
3) сравнительный оборот;
4) синтаксический параллелизм;
5) антитеза.
(13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
(21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству.
(По А. Кондратову)
Ответ: 2, 4, 5
Слайд 45
4. (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие
очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной
Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
(8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину)
Слайд 46
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1 — В7. В
этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
Список терминов:
1) эпитет;
2) литота;
3) вводные слова и вставные конструкции;
4) ирония;
5) развёрнутая метафора;
6) парцелляция;
7) вопросно-ответная форма изложения;
8) диалектизм;
9) однородные члены предложения.
Ответ:5,9,3,1
Слайд 47
Текст для анализа.
Крик.
(1)Стоял осенний теплый ясный день,
везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с
тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!..
(7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.
(9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11 )Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной...
(12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно?
(16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования.
(По Ю. Бондареву)
5.
Слайд 48
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (…) «мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»).
В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»
Список терминов:
1) парцелляция;
2) риторическое восклицание;
3) эмоциональный повтор;
4) метафора;
5) многосоюзие;
6) эпитеты;
7) олицетворение;
8) анафора;
риторический вопрос.
Ответ: 6,4,7,9,5
Слайд 49
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.
(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на
батарее с хорошими
новостями: он сам видел, как фашистов выбили из
Красной Поляны.
(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот
перебросят на другой участок.
(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и
попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в
город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не
видел Москвы.
– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит
строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!
(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом
на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти
невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был
разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё
очень понравилось.
(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции.
(10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему
было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить
слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им
навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные,
особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.
Слайд 50
(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра,
постояли на площади Свердлова.
(18)Фасад Большого театра,
знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.
(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.
(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…
(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами.
(29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!
(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.
(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу.
(37)Ему было что защищать! (По Е. Воробьёву)
Слайд 51
B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву,
Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____
(«камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)».
Список терминов:
1) эпитет;
2) ряды однородных членов;
3) ирония;
4) метафора;
5) профессиональная лексика;
6) диалектизм;
7) антитеза;
8) сравнительный оборот;
9) риторическое обращение.
5,2,1,4