Разделы презентаций


Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния

Содержание

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Цели урока: повторение и обобщение знания о словах категории состояния; работа по формированию коммуникативных умений и навыков:умение находить слова категории состояния в речи;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния
Ковальчук Е.А., учитель
русского языка

и литературы
МБОУСОШ №17 пгт Ильского
МО Северский район
Краснодарского края

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состоянияКовальчук Е.А., учительрусского языка и литературыМБОУСОШ №17 пгт ИльскогоМО Северский районКраснодарского

Слайд 2Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния
Цели урока:


повторение и обобщение знания о словах категории
состояния; работа

по формированию
коммуникативных умений и навыков:
умение находить слова категории состояния в речи;
 различать слова категории состояния, наречия и
краткие прилагательные;
 выражать и аргументировать собственное мнение;
 последовательно и логично излагать свои мысли.
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Цели урока: повторение и обобщение знания о словах категории состояния;

Слайд 3Лев Владимирович Щерба (1880-1944)
В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в

статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова

категории состояния в особую часть речи и впервые ввёл этот термин.
Лев Владимирович Щерба (1880-1944)В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском

Слайд 4ТЕСТ
А1. В каком примере есть слово категории состояния?
1) Лицо темнеет

от загара.
2) Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело.
3) Если что-то делаешь, делай

хорошо.
4) Пахнет яблоком и мёдом.
ТЕСТ А1. В каком примере есть слово категории состояния?1)	Лицо темнеет от загара.2)	Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело.3)	Если

Слайд 5 А2. Какое слово может быть и личным глаголом

и категорией состояния?
1) смеркается
2) ломает
3) знобит
4) дышится

А2. Какое слово может быть и личным глаголом и категорией состояния?1)	смеркается2)	ломает3)	 знобит4)	дышится

Слайд 6А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?
1) Я ЯСНО

выразился?
2) Небо ЯСНО после дождя.
3) Мне стало всё ЯСНО.
4) Дедушка ЯСНО объяснил мне

то, чего я раньше не понимал.
А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?1)	Я ЯСНО выразился?2)	Небо ЯСНО после дождя.3)	Мне стало всё ЯСНО.4)	Дедушка

Слайд 7А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым?
1) имя числительное
2) местоимение
3) категория

состояния
4) причастие

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым?1)	имя числительное2)	местоимение3)	категория состояния4)	причастие

Слайд 8 В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в

данном предложении?
Мне грустно потому, что весело тебе.

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении?Мне грустно потому, что весело тебе.

Слайд 9Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1-категорией состояния

Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1-категорией состояния

Слайд 10Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое

значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку действий в форме

синтаксического ядра безличного предложения.
Слова категории состояния могут быть сказуемыми и в двусоставном предложении, если подлежащее выражено инфинитивом: Говорить было трудно.
Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку

Слайд 11Категорию состояния образуют слова следующих групп:
слова на -о, соотносимые с

краткой формой качественных имён прилагательных и с наречиями;
слова, соотносимые

с именами существительными типа: пора, лень, неохота и др., которые выражают не значение предмета, а состояние (Читать было неохота.)
слова со значением желательности, возможности того или иного действия, готовности его произвести: можно, нельзя, надо, необходимо и др.
Категорию состояния образуют слова следующих групп:слова на -о, соотносимые с краткой формой качественных имён прилагательных и с

Слайд 12Лексико- семантические группы слов категории состояния.
Семантика – от греч. semantikos

– обозначающий. Смысл (слова, оборота речи, грамматической формы).
1) Слова, обозначающие

состояние окружающей среды:
.
2) Слова, выражающие физическое состояние человека:

3) Слова, выражающие душевное состояние человека:

4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку:

5)Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение:

На дворе было душно

Было нестерпимо больно.

Мне почему-то стало очень обидно.

Верно! Безобразно!

Можно войти?

Лексико- семантические группы слов категории состояния. Семантика – от греч. semantikos – обозначающий. Смысл (слова, оборота речи,

Слайд 13Модальность – от лат.modus – наклонение. Грамматическая категория, выражающая формами

наклонения глагола, интонацией, вводными словами и т.д. отношение говорящего к

содержанию высказывания.
6) Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.
Модальность – от лат.modus – наклонение. Грамматическая категория, выражающая формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами и т.д.

Слайд 14Слова категории состояния могут образовывать
формы наклонения и времени:

тепло – было тепло – будет тепло – было бы

тепло – пусть будет тепло
Слова категории состояния с суффиксом на –о могут образовывать
степени сравнения: радостно – радостнее
Слова категории состояния – главные в словосочетании
страшно мне (управление), стыдно подумать (примыкание)
Слова категории состояния могут образовывать  формы наклонения и времени: тепло – было тепло – будет тепло

Слайд 15Упражнение 291 на стр. 192
- Сопоставив предложения, заполните таблицу.
1. Спой

мне песню, как синица тихо за морем жила. – На

улице тихо.
2. Я весело бежал по тропинке. – Мне было очень весело.
3. Море спокойно. – На душе спокойно. – Степь спит спокойно

Слова категории состояния необходимо отличать от омонимичных им наречий и кратких прилагательных.

Упражнение 291 на стр. 192- Сопоставив предложения, заполните таблицу. 1.	Спой мне песню, как синица тихо за морем

Слайд 16состояние
сказуемые в безличном предложении
признак предмета
часть составного сказуемого в двусоставном предложении
признак

действия
обстоятельство

состояниесказуемые в безличном предложениипризнак предметачасть составного сказуемого в двусоставном предложениипризнак действияобстоятельство

Слайд 17Домашнее задание
Параграф 55, упр. 290 стр. 191-192, вопросы и задание

Домашнее заданиеПараграф 55, упр. 290 стр. 191-192, вопросы и задание

Слайд 18Морфологический разбор слов категории состояния.
Порядок разбора:
1) Часть речи.
2) Значение.
3) Морфологические

признаки: неизменяемость; степень сравнения (есть ли есть).
4) Синтаксическая роль.

Морфологический разбор слов категории состояния.Порядок разбора:1) Часть речи.2) Значение.3) Морфологические признаки: неизменяемость; степень сравнения (есть ли есть).4)

Слайд 19- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.
1)

Мне, право, неловко. – Он чувствует себя неловко. – Его

поведение неловко.
2) Пора отправляться в путь.- Юность – прекрасная пора жизни.
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) Мне, право, неловко. – Он чувствует себя

Слайд 20- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.

1) Мне, право, неловко (категория состояния). – Он чувствует

себя неловко (наречие). – Его поведение неловко (краткое прилагательное).
2) Пора (категория состояния) отправляться в путь. Юность – прекрасная пора (имя существительное) жизни.
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.  1) Мне, право, неловко (категория состояния). –

Слайд 21ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В

философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля

как учение о конкретности бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких
сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935, 1962), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Аксиомы религиозного опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи" (т. 1-2, 1956).
ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта

Слайд 22Законы справедливости
(11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему

целый ряд справедливых привилегий.
(12)Слабого надо щадить.
(14)Безвольному надо больше строгости.

(15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.
Законы справедливости(11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить.(14)Безвольному

Слайд 23Проф.Иван Ильин
Я ВГЛЯДЫВАЮСЬ В ЖИЗНЬ
Книга раздумий
30. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Проф.Иван ИльинЯ ВГЛЯДЫВАЮСЬ В ЖИЗНЬКнига раздумий30. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 24(1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто

люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие

этого со всеми людьми «одинаково».
(5)Тогда справедливость арифметически и механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне.
(8)Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, дарами, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете двух одинаковых людей.

надо обходиться

можно бы ло бы находить

осуществлять

невозможно найти

(1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны»

Слайд 25Тема
О равенстве и справедливости

Тема О равенстве и справедливости

Слайд 26Комментарий (см. текст и примечания к тексту)
Имя И. А. Ильина, национального

мыслителя, писателя, литературного критика, публициста, современный читатель не знает.

В своей в статье он пишет о «предрассудке естественного равенства», провозглашённом в XVIII веке и мешающем разрешить основную проблему человечества.

Комментарий (см. текст и примечания к тексту) 		Имя И. А. Ильина, национального мыслителя, писателя, литературного критика, публициста,

Слайд 27Проблема (см. задание В8)
Проблема социального равенства и справедливости: равны ли люди

от природы?
Проблема отношения к людям: надо ли со всеми людьми

обходиться одинаково?
Проблема сущности справедливости: что лежит в основе справедливости?

Проблема (см. задание В8) Проблема социального равенства и справедливости: равны ли люди от природы?Проблема отношения к людям:

Слайд 28Позиция автора (см. текст)
Люди не равны от природы, им даются различные

способности. На свете невозможно найти двух одинаковых людей. Справедливость есть

искусство неравенства.
К людям надо относиться по-разному. Справедливость требует предметно-обоснованного неравенства.
В основе справедливости лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям, а также живая совесть и живая любовь к человеку.

Позиция автора (см. текст) Люди не равны от природы, им даются различные способности. На свете невозможно найти

Слайд 29Своё отношение к позиции автора
С мнением русского христианского философа

И. А. Ильина я согласна полностью.

Своё отношение к позиции автора  С мнением русского христианского философа И. А. Ильина я согласна полностью.

Слайд 30Аргументы (литературный и жизненный примеры)
Думаю, эти размышления натолкнули русских классиков на

создание произведений о социальном неравенстве и несправедливости общества. А.

С. Пушкин в «Станционном смотрителе» пишет о бесправии «маленького человека Самсона Вырина. Н. В. Гоголь показывает, как несправедливы окружающие к Акакию Акакиевичу Башмачкину в повести «Шинель». А. П. Чехов с иронией пишет об Иване Дмитриевиче Червякове в рассказе «Смерть чиновника». Все эти литературные герои несчастны в обществе, которое не видит человеческое в них.

Аргументы (литературный и жизненный примеры) Думаю, эти размышления натолкнули русских классиков на создание произведений о  социальном

Слайд 31Обобщение, вывод
Хотелось бы, чтобы люди современного общества поняли, что справедливость

должна основываться на «живой совести и живой любви к человеку».

Обобщение, вывод Хотелось бы, чтобы люди современного общества поняли, что справедливость должна основываться на «живой совести и

Слайд 32А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1 Сущность несправедливости

состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
2 Жизнь была бы

простой и лёгкой, если бы все люди были бы одинаковыми.
3 Справедливость не требует равенства, а требует предметно-обоснованного неравенства.
4 Искусство неравенства – это и есть справедливость
А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?1 Сущность несправедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.2

Слайд 33А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в тексте?
1

повествование
2 описание
3 рассуждение
4 рассуждение с элементами повествования

А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в тексте?1 повествование2 описание3 рассуждение4 рассуждение с элементами повествования

Слайд 34А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы?
1) 1


2)

2
3) 5
4) 21
А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы? 1) 1

Слайд 35Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.
В1. Из предложений

20-23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
В2. Из предложений 20-27 выпишите

причастие (-я), употреблённые в значении существительного.
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании надо щадить (предложение 12).
Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.В1. Из предложений 20-23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.В2. Из

Слайд 36Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений

9 -18 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5.

Среди предложений 3 -6 найдите предложение, осложнённое сравнительными оборотами. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 -6 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные причины. Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 20 -27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.В4. Среди предложений 9 -18 найдите простые безличные предложения. Напишите

Слайд 37В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана

Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова её природа? Есть

ли равенство среди людей? На эти вопросы, которые волнуют людей испокон веков, автор предлагает нам свои ответы. Философские рассуждения И. Ильина отличают такие средства выразительности, как _____(«ибо», «провозгласила», «подобают» и др.), ______ (предложение 6), _______ (предложения 11-16). Однако текст не лишён образности, которую придают ему _____ («живая совесть», «живая любовь», «доброе сердце» и др.)».
Список терминов:
1) риторический вопрос 6) парцелляция
2) книжная лексика 7) антонимы

3) фразеологизмы 8) оксюморон
4) синтаксический параллелизм 9) синонимы
5) эпитеты

2

1

4

5

В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова

Слайд 38Законы справедливости
(11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему

целый ряд справедливых привилегий.
(12)Слабого надо щадить.
(14)Безвольному надо больше строгости.

(15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.
Законы справедливости(11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить.(14)Безвольному

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика