Слайд 1Тема урока:
«Лингвистический анализ текста» (М.Танаева «Сквозь осенний сумрак»)
Лысанова Евгения Александровна
учитель
русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева»
Слайд 2
Эпиграф:
Если рядом нет меня,
То ещё не значит:
Ты забыт...
М.Танаева
Слайд 3Марина Николаевна Танаева
Родилась в г.Кургане в 1975 году,
член Союза писателей, автор стихов и прозы;
Закончила гимназию № 19,
филологический факультет КГУ (специальность – зарубежная филология);
Обращается к внутреннему миру человека;
Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни.
Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера.
Слайд 4Сборники стихов и прозы
Сердцебиение.
2005
Вензеля ночных дорог
2005
Вечерний город.
2005
Малая
родина.
2007
Мысли цвета мандарина.
2008
Слайд 5
А 30. Определите стиль и тип речи.
1) художественный; рассуждение
2)
художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
Готовимся к ЕГЭ
Слайд 6
Смысл заглавия
В основе заглавия – идея произведения (преодоление уныния, печали):
-
Сквозь – «через» (преодоление);
- Осень – 1. время года;
2. перен. «унылая пора»;
- Сумрак – перен. «печаль».
Слайд 7
Тематика и проблематика рассказа
Потеря близких;
Одиночество;
Поддержка;
Понимание.
Слайд 8Идея
Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы,
и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее
и не ждешь
Слайд 9Конфликт
Одинокий и незащищенный человек
и
враждебный ему мир
Слайд 10Глоссарий
Актуальный – важный, существенный для настоящего времени
Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
Слайд 11
Композиция
Экспозиция – потеря близких;
Завязка – не вернулся кот;
Развитие действия –
непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение –
брожение по улицам – комната – сон4
Кульминация – явление ангелов
Спад действия – возвращение кота - порванное заявление - курсы;
Развязка «Я не одна»
Слайд 12Художественные особенности текста:
Использование символов
нитка с иголкой – жизнь
наладится
пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия
Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта
Слайд 13Принцип противопоставления:
В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир;
Интерьер: темная,
сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне
Внутреннее
состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие
Слайд 14Психологическое состояние героини
Угнетенное передается через действия:
курила у
окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала
утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать
Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна
Слайд 15Образность языка
метафора (занавеска билась на сквозняке);
эпитеты (осень бессонная,
бесслезная);
перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).
Слайд 16
Опорная схема
Потеря близких
Враждебный мир
Боль и непролитые слезы
одинокая, брошенная, незащищенная
Таня
обновленная, спокойная, уверенная
Ты не одна
Дружеский мир
Потерявшийся кот
Непринятый отчет
Порванный свитер
Смешок
Увольнение
Память о близких
Сон про ангелов
Возвращение кота
Участие коллеги
Порванное заявление
Бухгалтерские курсы
Виден дальний свет
Слайд 17Домашнее задание:
написать рецензию, опираясь на записи в тетради.
Слайд 18План рецензии
1. Определите тему, основную мысль.
2. Выделите микротемы, проблемы
3. Укажите
тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора?
4.
Конфликт
5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста.
6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.
Слайд 20Интернет ресурсы:
http://www.photoshop-info.ru/uroki/draw_an_icon_of_an_open_book_in_photoshop/FINAL.jpg раскрытая книга
http://www.microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/97e7a6272f3c54b2cd9f78d29437c45d.jpg бумага и перо
http://www.altair.net.ua/images/public/page%20Raznoe/Brown.png книга с
вопросом
http://www.asteza.by/show-12776.html мудрый филин
http://files.rotatarot.webnode.cz/200000016-c6f0bc8e49/napi%C5%A1te%20n%C3%A1m.jpg перо и чернильница
http://www.liveinternet.ru/users/ugneduk80/post249920046/ спасибо за урок