Слайд 1Морфологический разбор частицы
Автор
Черепанова Оксана Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ
СОШ №15
ст.Старонижестеблиевская
Урок русского языка, 7 класс
Слайд 2Цели урока:
познакомить с планом морфологического разбора частицы;
развивать навыки лингвистического разбора;
закреплять
знания разрядов частиц.
Слайд 3Синтаксическая минутка
Снова наступила полярная ночь простиравшаяся
над необъятными просторами тундры и земля освещалась только синими сумерками.
Слайд 4Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Вставьте недостающие знаки препинания.
Спросите любо..о рыбака вып..лзают (ли) рыбы (на)сушу. Он
(не)задум..ваясь сразу ответит: угри. Ещё и подробности ра..кажет: любят-де угри вып..лзать на берег в лу..ные ночи ловят л..гушек кузнечиков. Даже горох на поле воруют.
Слайд 5Выпишите частицы, обозначая их разряд. Какие из них написаны раздельно,
какие через дефис?
А спросите, сами ли
они это видели или от других слыхали. Ответят, что сами-то не видели, а слышали от других.
Вот и я от других слыхал. И всё-таки как-то не верится! Ну зачем же рыбе на сушу лезть? Про горох-то уж, наверное, выдумка: угри — рыбы хищные, горох им совсем ни к чему. Неужели так бывает?
( Н. Сладков.)
Слайд 6Орфографический диктант.
Ч..мпион страны, усердно тр..н..роват..ся, как(будто), кр..мешная
тьма, (в)следстви.. того(что), (в)течени.. дня, бок(о)бок, видимо(не)видимо, для того что(бы),
р..альная с..туац..я, (в)силу того(что), кован..ый, сделал (не)чаян..о.
Слайд 7Проверь себя!
Чемпион страны, усердно тренироваться, как будто, кромешная
тьма, вследствие того что, в течение дня, бок о бок,
видимо-невидимо, для того чтобы, реальная ситуация, в силу того что, кованый, сделал нечаянно.
Слайд 8Морфологический разбор частиц
План
I.Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит
или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и
наречия;
2) вносит различные оттенки в предложение.
II. Морфологические признаки:
-не изменяется;
-разряд по значению.
III. Синтаксическая роль: не является членом предложения.
Слайд 9Задание 1
Составьте и запишите предложения с частицами бы, пускай, неужели,
что за.
Выполните морфологический
разбор данных частиц.
Слайд 10Задание 2.
Запишите предложения. Выделите частицы
1. (Не)хватало
пил и топоров, всё труднее было доставать хлеб . 2.
По вздувшемуся льду Невы, на которую и смотреть(то) было страшно, приближался обоз . 3. Мы точно поле перешли — и стали вдруг большие.
Слайд 11Вывод
Каков порядок морфологического разбора частицы?
С какой целью употребляются частицы
в предложениях?
Слайд 12Домашнее задание
§ 62,
упр.412
Успехов в работе!
Слайд 13Активные ссылки на использованные интернет-изображения
Полярная ночь в тундре http://www.stihi.ru/pics/2010/03/26/1139.jpg
Изображение рыб угрей http://rybolov.ucoz.com/fish/ugor.jpg
Изображение угря http://montenottehotelcork.com/wp-content/uploads/2013/03/7e84ea5f0414654610e67204d1af400c_full1.jpg
Анимашка «Задумался» http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/554/90554256_4987267_vopros.gif
Изображение ученика за партой http://osmilicapavlovic.edu.rs/Slike%20razno/Uciti/Clipart-Cartoon-Design-04.gif
Слайд 14Активные ссылки на использованные интернет-изображения
Изображение задумавшегося ученика http://www.understandingthebible.org/Image422.gif
Изображение совы
http://gym1515.mskobr.ru/images/cms/data/sova.jpg