Слайд 1Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок русского языка в
7 классе
Автор: Гречишкина ГА
Учитель русского языка
и литературы
МОБУ Тыгдинская
СОШ
Слайд 2Цели урока
-обучающая: познакомить учащихся с правилом употребления Ь на конце
наречий; формировать умение находить данную орфограмму, применять правила в практических
ситуациях; повторить правописание Ь после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах;
-развивающая: развивать умение подбирать синонимы к наречиям, а также мышление (доказывать, опровергать), речь учащихся (умение выражать свои мысли, выстраивать систему аргументации);
-воспитательная: воспитать чувство любви к русскому языку.
Слайд 3Повторение пройденной темы:
а) фронтальный опрос: 1)Ребята, вспомните, какую тему вы
проходили на прошлом уроке, как она звучит? (Слитное и раздельное
написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.).
2)Какими тремя способами присоединяются приставки в наречиях на письме?(1.Слитно- вверху; через дефис – по-вашему; раздельно- на миг).
Слайд 4б) работа по карточкам: выполнение задания (устно): раскройте скобки, определите,
где в предложениях употреблены наречия, а где другие части речи.
1.
(С) начала мы зашли в школу. 2. (С) начала учебного года прошло два месяца. 3. Рабочие старались (во) всю.4. Собаки помчали (во) всю прыть. 5. (На) верху сидели люди. 6.(На) верху сломанного дерева пристроилось чьё-то гнездо.7. Дети оделись (по) зимнему. 8. (По) зимнему небу плыли снеговые облака.
Слайд 5в) индивидуальное задание по карточкам: раскройте скобки, объясните графически орфограммы
(2 учащихся).
1.(На) показ моделей собралась изысканная публика. 2. Работа (на)
показ никогда не бывает качественной. 3. Вдали (по) прежнему машет крыльями мельница. 4.Сестра скучала (по) прежнему дому. 5.Девушка, почувствовав взгляд Никитина, оглянулась, вскочила и пошла ему (на) встречу. 6. (На) встречу с другом я опоздал.
Слайд 6 Объяснение нового материала.
А теперь давайте посмотрим, какие существуют условия
написания Ь после шипящих в конце наречий. После букв Ш
и Ч на конце наречий пишется мягкий знак. Учащиеся знакомятся с правилом на странице 117 учебника. Учитель интересуется, что еще нового ребята узнали из правила. Учащиеся отвечают, что после буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь. Учитель записывает таблицу на доске.
Слайд 7Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Слайд 8Учащиеся записывают таблицу в теоретическую тетрадь. Ребятам предлагается выполнить задание
«Третий лишний» (заранее записано на доске): выбрать лишнее слово, объяснить,
почему именно оно является лишним, вспомнив, когда мягкий знак пишется, а когда не пишется в разных частях речи.
Слайд 9Первичное закрепление.
1) Выполнить упражнение 287 (устно) по цепочке, обозначая изученную
орфограмму.
Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?),
ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?).
Слайд 102) Учащиеся выполняют упражнение 289 письменно, раскрывают скобки, объясняют графически
орфограммы.
Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те,
разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), невтерпёж(?), полноч(?), отреж(?)те, чертёж(?), улыбнеш(?)ся, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), стрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?), бреш(?), не собьёш(?)ся.
Слайд 113)На экран выводится задание: подобрать синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие (письменно).
Например: очень быстро - вскачь
уйти в сторону -…(прочь)
распахнуть до конца
-…(настежь)
ударить с размаху -…(наотмашь)
упасть вверх лицом -…(навзничь)
сделать копию -…(точь-в-точь)
отсутствие терпения -…(невтерпёж)
густо засыпать - …(сплошь)
Ребята записывают в тетрадь наречия, которые они подобрали. Затем задание проверяется совместно.
Слайд 12 Вторичное закрепление.
1) групповая работа.
Игра «Эстафета»: учащиеся делятся на две
команды (по рядам), лист с заданием учащиеся передают как эстафетную
палочку, при этом либо вставляют мягкий знак, либо указывают, что его вставлять не нужно. Команда, выполнившая задание быстрее и правильнее, выигрывает.
Задание к игре: Одна дверь на замок, другая настеж(?). Тише едеш(?)- дальше будеш(?). Дом хорош(?), да хозяин не гож(?).По моде и мыш(?) в комоде. Замуж(?) выходи- в оба гляди.
Скупой богач(?) беднее нищего. Что посееш(?), то и пожнеш(?). Врет сплош(?), а переврать не умеет. Стар дуб, да корень свеж(?). Добрая реч(?), что в избе есть печ(?).
Слайд 132) Творческое задание. Учащимся предлагается написать мини-сочинение (5-6 предложений) на
тему «Зимнее утро», либо на другую выбранную ими тему, используя
пройденные орфограммы. Далее зачитывается пара сочинений, объясняется написание орфограмм.
Слайд 14Итоговое обобщение.
а) фронтальный опрос.
1) Ребята, какую орфограмму мы
сегодня изучили? ( Мягкий знак после шипящих на конце наречий).
2) Что нового вы узнали? (После букв Ш и Ч на конце наречий пишется мягкий знак, после буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь).
Слайд 15б) Тест. Контроль знаний.
1.Выберите слово, в котором не употребляется Ь:
а)
настеж(?)
в) замуж(?)
б) вскач(?) г)сплош(?)
2. Выберите слово, в котором употребляется Ь:
а) невтерпёж(?) в)пригож(?)
б) реж(?) г) богач
3.Какой частью речи является выделенное слово в предложении:
(В)дали я видел горы.
а) наречие
б) существительное
Слайд 164. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:
( В)
дали голубой столбом уж крутился песок золотой
а) наречие в)
прилагательное
б) существительное с предлогом
5. В каком слове после шипящих пишется Ь?
а) наотмаш(?) в) плющ(?)
б) невтерпеж(?) г) много луж(?)
6. Как пишутся наречия, образованные повторением слов или из однокоренных слов :
а) слитно в) через дефис
б) раздельно
Слайд 177. Выберите группу слов, в которой одно слово является лишним
а)
вскач(?), навзнич(?), проч(?), сплош(?)
б) свеж(?), хорош(?), пригож(?), горяч(?)
в) мыш(?), печ(?),
нож(?), рож(?)
г) еш(?), посееш(?), реж(?), улыбнеш(?)ся
Учитель собирает тесты на проверку.
Слайд 18 домашнее задание
1) Параграф 46. упр290, в тетрадь (составить таблицу
«Мягкий знак в разных частях речи»).
2) подготовить карточки с пропущенными
орфограммами по теме «Мягкий знак в разных частях речи»;
3) дописать мини-сочинение, используя пройденные орфограммы (по желанию).