Слайд 2Цели урока:
1) Образовательная: дать понятие об обособленных обстоятельствах и условиях
их обособления.
2) Развивающая: развить навыки орфографической и пунктуационной грамотности; формировать
навыки культуры речи.
3) Воспитательная: анализируя текст Д.С. Лихачева на морально-этическую тему, формировать высоконравственную, культурную личность; через отрывки из текстов поэтов и писателей-классиков, воспитывать любовь к слову и русской литературе.
Слайд 3Формы организации деятельности учащихся на уроке
индивидуальная,
групповая.
Слайд 4Проверка д/з:
Что такое обособленные обстоятельства?
Для чего они служат в
речи?
Слайд 5с какой интонацией произносятся обособленные обстоятельства?
Слайд 6Для чего нужно умение грамотно выделять обособленные обстоятельства на письме?
Слайд 7Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Слайд 8Домашним заданием было подобрать отрывки из текстов поэтов и писателей
и рассказать об обособлении деепричастий.
Слайд 9Практическая часть
В части «А» единого государственного экзамена есть задание по
построению деепричастного оборота и по исправлению речевых ошибок.
Слайд 10Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Изучая историю,
1) понадобилось много времени.
2)
наши современники усваивают уроки прошлого.
3) есть возможность гордиться её прошлым.
4)
это помогает лучше понять настоящее.
Слайд 11Переделайте предложение, грамотно употребив деепричастный оборот:
Открывая дверь, она громко скрипнула.
Заканчивая
чертеж, у меня сломался карандаш.
Возвращаясь домой, шел дождь.
Слайд 12Правильные ответы
/Открывая дверь/ , я услышал ее скрип.
Когда я открыл
дверь, она громко скрипнула.
/Заканчивая чертеж/ , я сломал карандаш.
Когда я
заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
/Возвращаясь домой/ , я попал под дождь.
Когда я возвращался домой, шел дождь.
Слайд 13К рисункам подберите фразеологизмы и синонимы к ним
Сидеть сложа руки
Трудились не разгибая спины
Не покладая рук
Работал спустя рукава
Сломя голову
Скрепя
сердце
Несолоно хлебавши
Очертя голову
Положа руку на сердце
Кипя от негодования
Не говоря худого слова
Не щадя живота своего
Не взирая на лица
Слайд 14Синонимы
Ничего не делая
Усердно
Старательно
Небрежно, кое-как
Очень быстро
Неохотно, принуждая себя
Ничего не
добившись
Не думая, безрассудно
Честно, правдиво
Возмущаясь
Не говоря плохо о ком-либо
Смело, самоотверженно
Беспристрастно
Сидеть
сложа руки
Трудились не разгибая спины
Не покладая рук
Работал спустя рукава
Сломя голову
Скрепя сердце
Несолоно хлебавши
Очертя голову
Положа руку на сердце
Кипя от негодования
Не говоря худого слова
Не щадя живота своего
Не взирая на лица
Слайд 15Перед вами текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Задание: Озаглавьте
текст, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы, найдите одиночные деепричастия
и деепричастные обороты, объясните постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
1906-1999
В чем , (по)вашему, самая большая цель ж…зни? Я думаю увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это счастье всех людей. Ж…знь ставя перед человеком задачу помогает правильно реш…ть ее. Думая о малом можно и в малом (с/з)делать добро человеку.
Многое зар…ждаясь в детстве сопров…ждает человека всю ж…знь.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепе(н/нн)о ра(с/з)ш…ряясь его (при/пре)вяза(н/нн)ости распространяются на школу, село, город, всю страну. А это большое и глубокое чу…ство, и (не)останавливаясь надо любить в человеке человека. Надо быть п…триотом, а не нац…оналистом.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра самым близким, но расш…ряясь она захватыва…т все более ш…рокий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде расш…ряясь становя(тся/ться) все слабее. Любовь же и дружба разр…стаясь и распространяясь на многое обретают новые силы, становя(тся/ться) все выше, а человек мудрее.
В чем, по-вашему, самая большая
цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это счастье всех людей. Жизнь, /ставя перед человеком задачу/, помогает правильно решить ее. /Думая о малом/, можно и в малом сделать добро человеку.
Многое,/ зарождаясь в детстве/, сопровождает человека всю жизнь.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. /Постепенно расширяясь/, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это большое и глубокое чувство, и, /не останавливаясь/, надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра самым близким, но,/ расширяясь/, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, /расширяясь/, становятся все слабее. Любовь же и дружба,/ разрастаясь и распространяясь на многое/, обретают новые силы, становятся все выше, а человек мудрее.
Слайд 18Подведение итогов. Обобщение знаний, полученных на уроке.
Какой же теме
посвящен наш сегодняшний урок? Какой вывод мы можем сделать, изучив
данную тему?
Домашнее задание: Из прочитанного стихотворения выпишите ошибки. Рядом укажите правильный вариант. Перескажите стихотворение правильным языком.
Слайд 19Заключение, рефлексия.
При желании, вместо оценки нарисуйте смайлик ;)
Наш урок завершается. Работая на уроке, каждый ощущал себя
по-разному. Я прошу вас оценить по 5-бальной шкале, насколько комфортно вы ощущали себя во время урока.