Слайд 1Основная мысль текста
Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2Разминка
Вставить пропущенную букву, графически обозначить орфограмму:
1
вариант
2 вариант
уд…влят(?)ся - ед…ница –
уд…лят(?)ся - задр…жать –
изв…нит(?)ся - прор…дить (грядку)-
отв…рить (дверь) - посв…тить (огнем)
посв…тить (стих) - грус…ный –
шес…вовать (по улице) – ше…ствовать (над малышами) –
Вывод: о правописании проверяемых гласных и согласных в корне
слова
2. Проверочная работа «Е и И в безударном личном окончании глагола»:
1. пляш…т, объяв…т, бормоч…т 5. стел…т, ве…т, дыш…т
2. скач…т, расхвал…т, гон…т 6. вид…тся, покаж..тся, держ..т
3. кле…т, слыш…т, смотр…т 7. шепч..т, увид..шь, по..шь
4. се…т, вид…т, чита…т 8. паш..т, хохоч…т, обид..т
9. занос…т, куп..т, терп…т
Вывод: о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Слайд 3Работа с текстом
Тропинка
Через п..ляны, через душ…стый
с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке.
Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года.
Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.
Слайд 4Работа с текстом (устно)
Что называется текстом?
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных
в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить.
У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?
(тема текста)
Слайд 5Работа с текстом (устно)
Что называется темой текста?
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
2.
Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.
3. Какова тема нашего текста?
Тема текста – лесная тропинка.
4. Какова основная мысль текста?
Лесная тропинка интересна, любима.
Слайд 6Работа с текстом (устно)
5. Тема и основная мысль текста раскрываются
постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте
три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
конец предложения).
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Слайд 7Основные признаки текста:
текст
связность
Композиционная
завершенность
Делимость
на части
(вступление,
основная часть,
заключение)
Основная
мысль
заглавие
тема
Слайд 8Работа с текстом (письменно)
Цель: озаглавить, списать текст;
определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Слайд 9Работа с текстом (устно)
Можно ли этот отрывок назвать текстом?
Назовите
основные признаки текста.
Заглавие (Цветущая верба)
тема ( цветущая верба)
основная
мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
связность (верба – она- деревце)
композиционная завершенность.
Слайд 10Работа с учебником
Чтение текста Ю.Яковлева «Порядочный человек» (стр. 45)
Определить основную
мысль текста. В каких предложениях она выражена? (зачитать).
Упр. № 113.
Слайд 11Домашнее задание
Составить и записать рассказ по данному началу и концу.
Золотая осень
Пришла пора золотой осени.
Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю. ………
Художница – осень одела парки и леса в багрец и золото. Но скоро шалун-ветер сорвёт последний листочек, и природа заснёт до весны.
Стр. 46 – карточка-зачет (с примерами на каждое правило)
* Написать заметку в школьную газету о поездке на Медовые водопады.