Слайд 1Основные группы односоставных предложений.
Определенно-личные предложения.
Слайд 2Цель урока:
познакомиться с понятием «односоставное определенно-личное предложение».
Слайд 3 познакомиться с основными группами односоставных предложений;
научиться различать виды
односоставных предложений;
формировать умение определять вид односоставного предложения;
доказывать свое
предположение.
Задачи:
Слайд 4Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Выделите грамматические основы предложений.
На какие 2
группы в зависимости от состава граммати-ческой основы можно распределить предложения?
1.
Сам..леты громко шумят на взлете.
2. Уже поз..но.
3. Каждый звук и ш..рох слышу я.
4. Люблю летние веч..ра и скрип кузнеч..ков в траве.
5. Зима!
Слайд 5Как называются такие предложения?
Дайте определение двусоставным предложениям.
Какие предложения относятся ко
второй группе и почему?
Как называются такие предложения?
Какие предложения относятся к
первой группе и почему?
Слайд 6Распределите местоимения по лицам
мы
он
ты
я
вы
они
она
оно
Слайд 7
Проверим:
1 лицо: я, мы
2 лицо: ты, вы
3 лицо: он, она,
оно, они
– Почему они называются личными?
Слайд 10Определенно-личные предложения
Люблю дымок спалённой жнивы.
2. Выйдем с тобой побродить
в лунном сиянии.
3. Что стоишь, качаясь, тонкая
рябина?
4. Берегите наш прекрасный русский язык!
Слайд 11Определенно-личные предложения
Люблю дымок спалённой жнивы.
(глагол в
форме 1 л., ед. ч., наст. вр.).
2. Что стоишь, качаясь,
тонкая рябина? (глагол в форме 2 л., ед. ч., наст. вр.).
3. Берегите наш прекрасный русский язык! (глагол в форме 2л., мн.ч.).
Слайд 12Определённо-личные предложения
Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го
лица ед. и мн. ч.
Изъявительного или повелительного наклонения
Слайд 14Упражнение 204.
Вы пойдете на стадион?
Ребята, срочно возвратите в библиотеку хрестоматии.
Еду
во Дворец спорта. Ты, Валя, поедешь со мной?
Бежим скорей одеваться!
Ребята,
не опаздывайте на занятия!
Какие предложения называются односоставными определенно-личными?
Слайд 16Упражнение 205.
Завтра иду с радистом и проводником в горы.
Через два
часа снова буду говорить с врачом.
С чего день начинать будем?
Давай
сегодня осмотрим северные склоны.
Почему не идешь отдыхать?
Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня.
Слайд 17Какой вывод можно сделать
о строении определённо-личных предложений?
Слайд 19 Традиционная американская еда хот-дог на
самом деле имеет свои корни в Германии, точнее – во
Франкфурте. Именно Германия прославилась на весь мир своими колбасками и сосисками, которых там изготавливали великое множество и по разным рецептам.
История гласит о том, что некий мясник из Франкфурта придумал длинные и тонкие колбаски, ставшие прототипом современных сосисок. Изготовитель назвал свое творение dachshund, что в переводе с немецкого означает "такса", видимо по аналогии с длинным тельцем этой породы. Немного позднее один предприимчивый немецкий эмигрант, выехавший в Америку, начал продавать данные колбаски, положив их на манер бутерброда между двумя ломтиками хлеба, которые позднее заменили на булку. Произошло это в 19 веке, когда даже высший свет еще не был знаком с салфетками, поэтому хлеб играл важную гигиеническую роль – он позволял не пачкать руки жиром и не обжигать их горячими колбасками. А в начале двадцатого века американский художник решил сделать иллюстрацию к популярному блюду, так полюбившемуся в Новом свете. Он знал перевод слова, но не знал точного его написания по-немецки, поэтому, не долго думая, подписал иллюстрацию на своем родном языке, передав общий смысл названия. Так, сосиска в булке получила название "хот-дог" – горячая собачка.
По другой версии, сосиску в булке обозвали хот-догом в конце 19 века студенты. Покупая эти бутерброды в передвижных вагончиках, они обратили внимание, что возле них постоянно собираются стаи собак, привлечённые запахом. Поэтому сначала сами фургоны в студенческом фольклоре получили название "собачьих", а потом это слово перешло и на сосиски.
Слайд 20Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.
Слайд 21Отредактировать текст, заменив некоторые двусоставные предложения односоставными.
Наступило утро.
Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал
тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
Слайд 22Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело
снегом. Какое великолепие и спокойствие! Свежий
снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.
Слайд 23 Люблю природу русскую.
Люблю наблюдать за окружающей природой.
Она
восхищает меня своей красотой.
Любуясь природой, стараемся вглядываться в нее
и вслушиваться во все издаваемые звуки.
Береги природу!
Найдите определенно-личные предложения:
Слайд 24- Какие предложения называются односоставными, какие - двусоставными?
- Какие предложения
называются определённо-личными?
- Какова сфера использования этих предложений?
- Что выделяется на
первый план в таких предложениях?
- Кто производит действие? - Как определяется лицо?
Слайд 25 Домашнее задание
Выучить правило (стр. 94)
2. Упражнение 206.