Слайд 1 Автор:
Бирюкова Ф.М.
учитель
ГБОУ СОШ № 17
План конспект урока
по русскому языку ФГОС
Род имени существительного.
Слайд 2Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной
познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
актуализировать знания
о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Слайд 3Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
-
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание
практической важности определения морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Слайд 4Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной
цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать
свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Слайд 5Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в
жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Слайд 61.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД:
Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Слайд 7
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать
и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Слайд 82.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний о частях речи
Личностные
УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные
УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
Слайд 9
Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.
-
Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть
речи:
Слайд 10- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему
изученное об имени существительном.
Какие признаки имени существительного мы изучили?
(Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)
- Какие из этих признаков постоянные?
(Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
Имя существительное
род, число, одуш.
Слайд 11- Что значит термин «постоянный признак»?
(Не изменяются).
- Что значит термин
«непостоянный признак»?
(Изменяются).
Слайд 123.Постановка проблемы.
Цель: СФормировать представление о результате
Личностные УУД: ЦО к
умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание
Предметные
УУД: затруднение в определении рода существительного.
Слайд 13 -Прочитайте имена
существительные.
НА ДОСКЕ:
дом, весна, окно,
клей, пальто,
каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
Слайд 144. Открытие нового знания
Цель: Сформировать умение определять род имен
существительных
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
Метапредметные УУД
: владение правильной речью, знания о временах года
Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Слайд 15 Фиксированное затруднение
-Постоянный это признак имени существительного или
непостоянный? Докажите.
(приходят
к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени
существительного).
- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).
- Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).
- Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
Слайд 16 5. Первичное закрепление
УУД
Цель – сформировать умение применять полученные
знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД
:
ЦО к умению выбирать действия по достижению цели
Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД : Умение применять знания на практике
Слайд 17
Поиск способов определения рода имени сущ.
УУД-установления аналогий и причинно -
следственных связей
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают
вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.
-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)
- Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему. (Приводят примеры).
Слайд 18Определение рода имени существительного .
Способ №1
а
я
а
я
е
о
Фиксированное затруднение
Слайд 19- Сейчас мы будем выполнять творческое задание
(Работа над составлением текста
по опорным словам)
На доске:
Наступила холодная _______ . Белоснежное
________ укрыло землю.
________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________!
Определение рода имени существительного .
Способ №2,3
Слайд 20Работа в группах
Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
установление аналогий и причинно
- следственных связей
Слайд 21- Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему
«Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце
освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?
( ________ ________ укрыло землю.
называют свои варианты :
Пушистый снег укрыл землю.
Белоснежный ковер укрыл землю.
Белоснежное одеяло укрыло землю)
- Какое предложение составлено правильно?
Слайд 22-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя
существительное? (укрыло)
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
-
Назовите основу предложения (одеяло укрыло)
- Назовите словосочетание, которое вы вставили.
(белоснежное одеяло)
Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Слайд 23Определение рода имени существительного .
Способ №2.
по признаку.
ый
ий
яя
ая
ее
ое
Способ №3.
по действию в
прошедшем времени.
о
а
Слайд 24Физминутка
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
Личностные УУД :
ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Организация и проведение
«физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Слайд 25Вывод:
Логическая цепочка:
Местоимение и окончание им.существительного указало на род;
2) глагол
подсказал род им.существительного;
3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
Слайд 26
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
1 вариант:
Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
2
вариант:
Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.
6.Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Слайд 277. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки
собственной деятельности
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД:
умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Слайд 28-Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы
открыли?
Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ
вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
Слайд 298. Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для
осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД : Осознание учащимися практической
и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Слайд 30УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
-А какое задание
было наиболее трудным?
(Работа с текстом).
-Почему?
(Потому что мы еще не изучали
другие части речи).
Слайд 31САМООЦЕНКА
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Слайд 32- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас
понял, как же род имени существительного влияет на
имя прилагательное. (Какого рода
имя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.
Слайд 33ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание по выбору:
1) РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию)
Учащимся
выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.
Задание: составить текст,
разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок