Разделы презентаций


Подготовка к ЕГЭ. Задание 24 (В 8) Изобразительно-выразительные средства языка

Содержание

Изобразительно-выразительные средства языкаПодготовка к ЕГЭ. Задание 24 (В 8)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ «Каракокшинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Телефон: (38840) 24-3-65.
Образование высшее.

Педагогический

стаж –
29 лет.

МОУ «Каракокшинская СОШ»Учитель русского языка и литературыТелефон: (38840) 24-3-65.Образование высшее.Педагогический стаж – 29 лет.

Слайд 2Изобразительно-выразительные средства языка


Подготовка к ЕГЭ.
Задание 24 (В 8)

Изобразительно-выразительные средства языкаПодготовка к ЕГЭ. Задание 24 (В 8)

Слайд 3Цель:
1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению

24 задания ЕГЭ по русскому языку.

2. Развивающий аспект. Способствовать

развитию умений и навыков работы с текстом в творческих группах.

3. Воспитательный аспект. Создать творческую атмосферу социального партнерства.
Цель:1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению 24 задания ЕГЭ по русскому языку. 2.

Слайд 4Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает

выполнение задания   24 (В8).
Оно проверяет умение находить

и правильно определять изобразительно-выразительные 
средства языка, используемые авторами в текстах.
За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл.
Порядок записи цифр в ответе имеет значение. 
Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания   24 (В8).

Слайд 5При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание

уделить
Во-первых, терминологическому аппарату: знание определений тропов, стилистических фигур

и фонетических средств наизусть – первый шаг к успеху при выполнении задания.
Именно поэтому данная работа начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить  Во-первых, терминологическому аппарату: знание определений

Слайд 6 Во-вторых, необходимо выработать у школьников

умения и навыки находить любые средства в коротких отрывках из

художественных текстов.
Необходимо вставить  на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.
Во-вторых, необходимо выработать у школьников умения и навыки находить любые средства в

Слайд 7«А я угадаю это средство выразительности с двух примеров!» —

примерно это вы должны сделать в задании 24 (В8), узнавая

в лицо 4 разных средства выразительности. Благо, список из 9 возможных вам уже предоставят. Повторяться они не могут, так что определённым образом вам поможет метод исключения.
А ещё вам поможет рецензия, в которую вы и должны эти номера вставлять. Средства выразительности делятся на группы, а в рецензии часто указывается название этой группы.
«А я угадаю это средство выразительности с двух примеров!» — примерно это вы должны сделать в задании

Слайд 9Выразительные средства фонетики

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных

в стихотворении. Лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.
Ассонанс - повторение

в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.. (У наших ушки на макушке!
З В У К О П И С Ь 
Звукоподражание - передача слуховых впечатлений словами, напоминаю-щими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными. Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Выразительные средства  фонетики  Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Лужи хрустят и

Слайд 10В шелковом шелесте снежного шума….
звукопись

В шелковом шелесте снежного шума…. звукопись

Слайд 11Выразительные средства словообразования
Индивидуальные новообразования
(окказионализмы)

Выразительные средства словообразования Индивидуальные новообразования(окказионализмы)

Слайд 12Выразительные средства лексики и фразеологии
Метафора

Олицетворение
Сравнение Эпитет
Метонимия Гипербола
Оксюморон Литота
Перифраза Синоним
Контекстные синонимы Антоним
Омоним Эллипсис

Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика
Стилистически ограниченная лексика
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки





Выразительные средства  лексики и фразеологии Метафора

Слайд 13Эпитет – художественное, образное определение(какой?)часто в переносном значении. (Алмазная роса)
туманной
Сравнение

– сопоставление предметов.
Стихи растут, как звезды и как розы.
Как

красота ненужная в семье.
М.Цветаева.

На заре туманной юности
Всей душой любил я милую. Кольцов

Эпитет – художественное, образное определение(какой?)часто в переносном значении.  (Алмазная роса)туманнойСравнение – сопоставление предметов. Стихи растут, как

Слайд 14Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, праздничной стеной
Застыл над…………поляной

И.Бунин
Лес, словно терем расписнойЛиловый, золотой, багряный,Веселой, праздничной стенойЗастыл над…………поляной

Слайд 15Метафора- скрытое сравнение( без слов: словно, как, будто) перенос свойств

разных предметов и понятий.
Горит костер рябины красной.
Отговорила роща золотая березовым

веселым языком.
В багрец и золото одетые леса.

Метафора- скрытое сравнение( без слов: словно, как, будто) перенос свойств разных предметов и понятий.Горит костер рябины красной.Отговорила

Слайд 16Олицетворение – наделение природы качествами человека.
Один только дуб не хотел

подчинятся обаянию весны.

Олицетворение – наделение природы качествами человека.Один только дуб не хотел подчинятся обаянию весны.

Слайд 17Гипербола - средство художественного
изображения, основанное
на преувеличении .
Глаза

громадные,
как прожекторы.
( В. Маяковский

)

Это образное выражение ,содержащее непомерное преувеличение
размера ,силы ,значения какого-либо предмета , явления .

В сто сорок солнц
закат пылал…
(В.Маяковский).

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении .Глаза громадные, как прожекторы.     (

Слайд 18Гротеск - предельное преувеличение ,
придающее образу
фантастический характер


Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина)
Ирония - троп,

состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному
с целью насмешки.

Признаком иронии является двойной смысл ,
где истинным будет не прямо
высказанный, а противо-положный ему, подразумеваемый

Отколе , умная , бредёшь ты, голова?
(И. Крылов.) (в обращении к ослу)

Гротеск - предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина) Ирония

Слайд 19
Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в

противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки.

(Н. Гоголь.)

Образное выражение ,содержащее непомерное преуменьшение размера ,силы ,значения какого-либо предмета ,явления.

Метонимия - (греч. переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов)

Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) Талии никак не толще бутылочной

Слайд 20Царь зверей (вместо лев)
Перифраз (или перифраза ) - (греч.


«описательный оборот , описание»)

1)Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения

или слова. 2) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.


Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора )

Туманный Альбион (вместо «Англия»)

Царь зверей (вместо лев) Перифраз (или перифраза ) - (греч. «описательный оборот , описание»)1)Выражение являющееся описательной передачей

Слайд 21Синекдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета

на другой по признаку количественного между ними отношения : часть

вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством.

Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли»)
( А.Пушкин.);
Швед, русский колет, рубит, режет.

А) Часть вместо целого:

Б) Родовое название вместо видового:

Ну что ж, садись ,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце»)

В) Видовое название вместо родового:

Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)

Г) Единственное число вместо множественного:

И слышно было до рассвета ,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)

Синекдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними

Слайд 22ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.
И н в е′ р с и

я
А н а′ ф о р а
Э п и′ ф

о р а
П а р а л л е л и′ з м
А н т и т е′ з а
Г р а д а′ ц и я
Риторический вопрос
Риторическое восклицание
Б е с с о ю з и е
М н о г о с о ю з и е
П а р ц е л л я′ ц и я
ФИГУРЫ –  СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. И н в е′ р с и яА н а′ ф о

Слайд 23Инверсия -
( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической

последовательности речи.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по

мраморным ступеням.
( А. Пушкин.)


Анафора -
(или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале
предложений, стихотворных строк, строф,прозаи-
ческого отрывка.
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
(А. Пушкин.)

Инверсия -( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Швейцара мимо он стрелой Взлетел

Слайд 24Антитеза - Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и

понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
Богатый и в

будни пирует ,а бедный и в праздник горюет. (поговорка)

Градация -(постепенность) —стилистическое средство,
позволяющее воссоздать события и действия,
мысли и чувства в процессе, в развитии,
по возрастающей или убывающей.

Пришёл, увидел , победил.
Юлий Цезарь

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин

Антитеза - Стилистический приём контраста, противопоставления  явлений  и понятий.  Часто основана на употреблении антонимов.

Слайд 25Мёртвые души
Оксюморон -(греч.- «остроумно-глупое») Стилистическая фигура,
состоящая в соединении двух

понятий, противоречащих
друг другу ,логически исключающих одно другое.
Горькая радость.
Звонкая тишина
Красноречивое молчание
Сладкая

скорбь

Риторический вопрос, восклицание, обращение - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа , а для эмоционального воздействия на читателя.

Мечты , мечты! Где ваша сладость? А.С.Пушкин.

Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре;
повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня !
(А.Блок )

Мёртвые души Оксюморон -(греч.- «остроумно-глупое») Стилистическая фигура,состоящая в соединении двух понятий, противоречащихдруг другу ,логически исключающих одно другое.Горькая

Слайд 26Синтаксический параллелизм - греч. «рядом идущий»). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое
расположение

сходных членов предложения ) сосед-
них предложений или отрезков речи.

Молодым везде

у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(Лебедев –Кумач)

Твой ум глубок ,что море.
Твой дух высок ,что горы.
(В.Брюсов)

Эллипсис -(греч. «выпадение ,опущение») Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске
одного из членов предложения, легко восстанавливаемого
в данном контексте или ситуации по смыслу.


Во всех окнах – любопытные ,на крышах – мальчишки.
(А.Толстой)

Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
(В. Жуковский )

Синтаксический параллелизм - греч. «рядом идущий»). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковоерасположение сходных членов предложения ) сосед-них предложений или

Слайд 27Примерная формулировка задания:
В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает

как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности,

актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается., «подобно позолоте» в предложении 12) (12) Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки., (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки.), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6(6)Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами.), (Г)_______(предложение 26(26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?).

Список терминов: 1) парцелляция 2) контекстные синонимы 3) эпифора 4) сравнения 5) метафоры 6) разговорная лексика 7) антитеза 8) риторическое обращение 9) риторический вопрос

Ответ: А4   Б5   В2   Г9

Примерная формулировка задания: В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на

Слайд 28Какое у вас сейчас настроение – покажите









Какое у вас сейчас настроение – покажите

Слайд 29Спасибо
за
внимание

Спасибозавнимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика