Слайд 1Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста
Цели урока:
Рассмотреть этапы
написания сочинения;
Рассмотреть критерии оценивания сочинения;
Написать тезисный план сочинения.
Слайд 2Этапы написания сочинения
1. Определить тему текста и его проблематику. Установить
иерархию проблем.
Проблема – это вопрос, требующий обсуждения решения, вопрос, который
заставляет задуматься о чем-то.
Это главный вопрос, ответ на который автор пытается найти в своем тексте.
Слайд 3Проблематика текста
Проблема чрезмерной стремительности времени. Проблема быстротечности времени.
Проблема сожаления человека
о чем-либо.
Проблема необходимости внимательного, пытливого взгляда на мир.
Слайд 4Формулирование проблемы
В тексте К. Г. Паустовского поднимается несколько проблем. Это
и проблема сожаления человека о чем-либо, и проблема быстротечности времени,
но самая важная и актуальная – это проблема пытливого, внимательного взгляда на мир.
Слайд 5Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий – это объяснение проблемы, рассуждение по
проблеме. Он нужен, чтобы выяснить, насколько хорошо и правильно учащийся
понял текст произведения.
Слайд 6Способы написания комментария.
1 способ
Комментарий как отдельная часть сочинения. Он
объясняет текст.
2 способ
Комментарий дается вместе с изложением собственной точки зрения.
Слайд 7В комментарии можно писать следующее:
1. Часто ли встречается такая проблема
2.
Какая это проблема (нравственная, экологическая, философская)
3. Какие авторы обращались к
этой проблеме.
4. Встречались ли сами учащиеся в жизни с такой проблемой.
Слайд 8Речевые конструкции
Чтобы мы поняли, как это важно (актуально, серьезно) автор
рассказывает о том, что…
Чтобы мы поняли, как важно быть внимательнее
к окружающему нас миру, автор рассказывает о том, что сам видел мало. Но он убеждает нас, что видеть мало, не так уж и страшно, «если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству».
Слайд 9Речевые конструкции
Начав с рассуждения о том, что…
Начав с рассуждения о
том, что людей всегда мучают разнообразные сожаления, а особенно сожаления
о стремительности времени, автор переходи к мысли, что главная беда этой быстротечности в том, что человек мало успевает увидеть.
И вот тут, когда читатель уже решил, что главная тема текста – сожаления о прошедшем, К. Г. Паустовский делает неожиданный переход к тому главному, о чём он и хотел говорить. Оказывается не стоит жалеть, что мало увидел. Стоит жалеть, если не умел пытливо смотреть, ведь мир очень богат и даже в малом, обычном можно рассмотреть необыкновенное.
Слайд 10Речевые конструкции
Автору не всё кажется таким простым. Пытаясь разобраться в
этом вопросе, он отмечает….
Сколько уже говорилось об этом. Но такой,
казалось бы простой теме (проблеме) автор придает новое звучание.
Почему…..? Для чего…..? В чем смысл…..? Эти вопросы ставит в своем тексте К. Г. Паустовский.
Слайд 11Позиция автора
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.
Важно
помнить, что авторская позиция может выражаться прямо ( чаще всего
так бывает в текстах научного, делового и публицистического стиля) .
Так же авторская позиция может выражаться в подтексте, в поступках или характерах героев (художественный стиль речи).
Будьте внимательны при работе с текстами, в которых автор использует иронию.
Слайд 12Позиция автора
Не путайте позицию автора и позицию героя в художественных
текстах. Это разные позиции. Ученика должна интересовать только позиция автора.
Слайд 13Речевые ошибки
В сочинении никогда не должно быть таких слов:
В этом
тексте…
В данном тексте…
В своем тексте…
Автор говорит…
Согласен с позицией автора…
Правильно!!!
В тексте
К. Г. Паустовского говорится…
По мнению автора…
Автор считает…
Я согласен с мнением автора…
Я разделяю позицию автора…
Слайд 14Речевые конструкции
Авторское повествование (описание, рассуждение) проникнуто (наполнено) необыкновенно теплыми (нежными,
искренними) чувствами (переживаниями) по отношению к ….
Автор не обличает, не
критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, что надо не бежать за временем, а, пусть на мгновение, но останавливаться, прислушиваться , присматриваться к окружающему нас миру и замечать его красоту.
Слайд 15Собственное мнение
Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к
ней и продумать аргументацию собственной точки зрения.
Можно соглашаться или не
соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства.
Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.
Слайд 16Этическая ошибка
Этическая ошибка – это нарушение норм общения, ошибка, связанная
с проявлением речевой агрессии .
1)Жаргонные слова (предки и т.д.)
2)Грубая оценочная
лексика (старуха, идиот, о дет, как лох)
3) требовательность, насмешка, упрёк, угроза, оскорбления (пишу всякую чушь)
4) Высказывания, противоречащие общечеловеческим ценностям (старые люди должны сами о себе заботиться)
5) Чересчур категоричные высказывания (болезнь – это всегда вина самого человека)
Слайд 17Речевые конструкции
Я с интересом прочитал…
Можно согласиться с автором в том,
что…
По моему мнению,….
Нельзя оставаться равнодушным, так как….
Текст произвел на меня
неоднозначное впечатление: с одной стороны…. , но с другой….
Слайд 18Аргументация
3 балла
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или
не согласившись с позицией автора ) , аргументировал его (привёл
не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
Слайд 19Аргументация
2 балла
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором
(согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл
не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),
Или
Привёл только 1 аргумент их художественной, публицистической или научной литературы)
Слайд 20Аргументация
1 балл
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал
его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт).
Слайд 21Аргументация
0 баллов
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста
(согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл
аргументов или мнение экзаменуемого не отражено в сочинении.
Слайд 22Аргументы из литературы
Художественная литература
Учебники (история, биология, обществознание и т. д)
Научная
литература
Публицистические статьи из газет, журналов.
Слайд 23Аргументы из жизни
Факты из жизни (они не должны быть частными
случаями, значимыми только для автора сочинения, необходимы продуманные, интересные, содержательные
наблюдения).
Телепередачи, тематика которых связана с проблемой текста ( «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Открытая студия» , «В центре событий», любые новостные программы.