Разделы презентаций


Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по исходному тексту

Содержание

ЦЕЛИ УРОКАформирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения поэтапная отработка алгоритма написания сочинения углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля 1

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок-практикум
Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения
по исходному тексту
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия

№1 им. А.С.Пушкина»
Презентацию выполнила
Богуславская Татьяна Владимировна,
учитель русского языка

и литературы
Урок-практикумПодготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному текстуГосударственное бюджетное образовательное учреждение«Гимназия №1 им. А.С.Пушкина» Презентацию выполнилаБогуславская Татьяна Владимировна,

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ
актуализация знаний

и навыков школьников по созданию сочинения
поэтапная отработка алгоритма написания

сочинения
углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля

1

ЦЕЛИ УРОКАформирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения поэтапная

Слайд 3Эпиграф
2
Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять

другое, чужое сознание и его мир...
М.М. Бахтин

Эпиграф2Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир...М.М. Бахтин

Слайд 4
Член Союза писателей СССР (1972)
Награждена орденом «Знак Почета» (1987)
Лауреат премии

Москва–Пенне (1997)
Почти все её произведения сразу же становились бестселлерами
В 1990-е

писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов
С начала 1990-х годов вышло более 10 сборников

Она едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги - и сегодняшние, и прежние - регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае

Каждый смертен, но человечество
бессмертно, это бессмертие
обеспечивает любовь…
В. Токорева

ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА

3

Член Союза писателей СССР (1972)Награждена орденом «Знак Почета» (1987)Лауреат премии Москва–Пенне (1997)Почти все её произведения сразу же

Слайд 6Основные структурные части сочинения
5
ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИЙ
АРГУМЕНТЫ

Основные структурные части сочинения5ПРОБЛЕМАКОММЕНТАРИЙАРГУМЕНТЫ

Слайд 7Алгоритм написания
сочинения-рассуждения
6
Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной

проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы за или против авторской позиции
(один -

из литературных источников)


Заключение

Алгоритм написания сочинения-рассуждения6Формулировка одной из проблем исходного текстаКомментарии по выбранной проблемеФормулировка позиции автораАргументы за или против авторской

Слайд 8Типы проблем
7
Философские
Социальные
Политические
Нравственные
Экологические
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека
Устройство и жизнь

общества
Деятельность государственной власти
Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей
Взаимодействие человека и окружающей

среды
Типы проблем7ФилософскиеСоциальныеПолитическиеНравственныеЭкологическиеСамые общие вопросы развития общества, природы, человекаУстройство и жизнь обществаДеятельность государственной властиДуховная жизнь человека, взаимоотношения людейВзаимодействие

Слайд 9Прокомментировать проблему
8
значит
показать
степень понимания текста
умение видеть его важнейшие аспекты
понять
замысел

автора
ход авторской мысли

Прокомментировать проблему 8значитпоказать степень понимания текстаумение видеть его важнейшие аспектыпонятьзамысел автораход авторской мысли

Слайд 10Способы формулирования проблемы
9
Проблема
(род. падеж)
Вопросительное предложение
Цитата

Способы формулирования проблемы9Проблема(род. падеж)Вопросительное предложениеЦитата

Слайд 11Работа ученика: от чтения - к анализу и сочинению
10
Изучающее чтение
Определение

темы текста: «О чем этот текст?»
Сканирование, поиск и фиксирование

всех средств, с помощью которых вычитывается проблематика текста, его идея. Ученик просто отмечает все, что видит.

2. «Сортировка» и обработка
ЧТО в тексте и КАК помогает

а) сформулировать проблему текста;
б) увидеть её аспекты;
в) определить авторскую позицию.
(Как собранный материал «работает» на создание сочинения?)

3. Создание собственного высказывания (текста сочинения)

Работа ученика:  от чтения - к анализу и сочинению10Изучающее чтениеОпределение темы текста: «О чем этот текст?»

Слайд 12Как автор позволяет читателю
увидеть аспекты проблемы?
11
с помощью
композиции текста, ведь

в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской

мысли…» ( Е.А. Маймин)

композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.

художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений

элементов композиции: диалогов, монологов, художественных описаний, пейзажей и т.п.

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?11с помощьюкомпозиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль,

Слайд 13Что такое комментарий?
12
Комментарий – это рассуждения, замечания по поводу того,

как автор раскрывает проблему
Разъяснить, охарактеризовать проблему
Задачи комментария
Объяснить интерес автора к

проблеме, ход его мыслей
Что такое комментарий?12Комментарий – это рассуждения, замечания по поводу того, как автор раскрывает проблемуРазъяснить, охарактеризовать проблемуЗадачи комментарияОбъяснить

Слайд 14Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы,

вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
К

какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.)

Как писать комментарии
к исходному тексту

13

Комментарии следует писать только по выбранной проблеме

Актуальность проблемы, которую вы сформулировалиАнализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)

Слайд 15Позиция автора
14
Четко сформулируйте ЛУЧШЕ СВОИМИ СЛОВАМИ
Напишите отдельным абзацем с

обязательным включением словосочетания «позиция автора»

Позиция автора14Четко сформулируйте ЛУЧШЕ СВОИМИ СЛОВАМИ Напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»

Слайд 16Аргументы
15
Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ

ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Начало аргументации может начинаться

словами

«Я полностью разделяю точку зрения автора…»
привести 2 аргумента «за»

«Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…»
привести 2 аргумента «за» и «против»

«Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …»
привести 2 аргумента «против»

Аргументы15Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ  ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВНачало

Слайд 17Технология фишбоун
16
Тип проблемы
Вывод
Проблемы
Аргументы

Технология фишбоун16Тип проблемыВыводПроблемыАргументы

Слайд 18


Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны

соответствовать именно этой проблеме
Следите за абзацным членением текста
Избегайте громоздких предложений
Не

уверен - не пиши. Заменяйте слова, значения которых не знаете.
Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Избегайте тавтологии, используя перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально- этические темы, критик, прозаик
Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным

Рекомендации

17

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблемеСледите за абзацным членением

Слайд 19Рефлексия
18
Сегодня я узнал ...
Было интересно ...
Я выполнял задания ...
Я

понял, что …
Теперь я могу …
Я приобрел ...
Я научился

...

У меня получилось …

Рефлексия18Сегодня я узнал ...Было интересно ...Я выполнял задания ... Я понял, что …Теперь я могу … Я

Слайд 20Домашнее задание
19
Написать сочинение по тексту В. Токаревой
объем – не

менее 150 слов

Домашнее задание19Написать сочинение по тексту В. Токаревой объем – не менее 150 слов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика