Слайд 1Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка
в 9 классе
Слайд 2Задание
Расставьте знаки препинания
Слайд 31.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками (1) а между
ними и течет речушка (2) которая обозначена на карте такой
(3) голубой краской.2.С обрыва (1) на котором остановился Норкин (2) хорошо видны мелкие камни (3) устилающие (4)дно. 3.Вода (1) искрясь (2) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и (1) отмахиваясь хвостом (2) от надоедливых слепней (3) пьет воду (4) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Слайд 4Проверьте, верно ли вы расставили знаки препинания
Слайд 51.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Слайд 6Задание
Используя текст, придумайте задания № 6 - 14
Слайд 7Замените слово «мелкое» в предложении 2 стилистически нейтральным словом.
небольшие
Вариант условия
и ответа задания 6
Слайд 8
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3. Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
небольшие
Слайд 9Замените словосочетание «безрогую голову» (предложение 4), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Вариант условия
и ответа задания
7
Слайд 101.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3. Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Голова без рог
Слайд 111.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Голова без рог
Её голову (определите тип связи)
Слайд 12Выпишите грамматические основы предложения 1.
поле разорвано, течет речушка, которая
обозначена
Вариант условия
и ответа задания 8
Слайд 131.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Слайд 14Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите
номер этого предложения.
5
Вариант условия
и ответа задания 9
Слайд 151.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Слайд 16Укажите количество грамматических основ в предложении 4
В предложении 4 грамматических
основ - 1
Вариант условия
и ответа задания 11
Слайд 171.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Слайд 18В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Предложения
2 – 3, 4
Вариант условия
и ответа задания 12
Слайд 191.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Предложение 2 – 3,4
Слайд 20Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и
подчинительной связью между частями.
Предложение 1
Вариант условия
и ответа задания
13
Слайд 211.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между
ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой
голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно. 3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Предложение с сочинительной и подчинительной связями - №1
Слайд 23Последовательное
Комбинированное
Параллельное
Однородное
Виды подчинения.
Слайд 24[Видел Егорушка], (как мало-помалу темнело небо), (как опускалась на землю
мгла), (как засветились одна за другой звёздочки).
Однородное подчинение - это
такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
,
как
как
как
,
,
.
что?
Слайд 25Последовательное подчинение- это такой тип подчинения, при котором первая придаточная
часть относится к главной, вторая - к первой придаточной и
т.д.
[Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца ), (который ,со своей стороны, был тоже несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать). ( Н.Гоголь)
.
,
,
,
так как
который
хотя
Слайд 26Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные
относятся к общей для них главной части и являются разными
по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению).
(Так как другие деревья были ниже рябин) , [то и
создавалось впечатление], (что село стоит в рябиновом лесу).
,
,
.
Так как
что
Слайд 27Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно
сочетание однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения.
[В воздухе,
(куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок], (так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли).
куда ни …
так что…
ли…
… ,
…
,
,
.
параллельное
последовательное
Слайд 29[ ], (потому что ),
(что ).
Виктор просился в забойщики, потому что он слышал,
что это самая почётная профессия на шахте.
последовательное
Определите тип подчинения.
прид. причины
прид. изъяснит.
прид. определит.
(Когда ), [ ], (которых ).
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
параллельное
Слайд 31Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё
роса не просохла на тенистых полянках парка), весь лагерь пришёл
провожать Альку.
прид. обст. времени
[ ,(когда. ), (когда ) ].
однородное
прид. обст времени
Слайд 32Как я ни отказываюсь от гонораров, от них нельзя отделаться,
потому что люди не верят в действенность.
прид. уступки
прид. причины
(как ни), [ ], (потому что) .
параллельное
Слайд 33Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда
долго кружишься на карусели.
прид. обст. обр.действ прид. времени
[ ], ( так же как ), (когда).
последовательное
Слайд 34Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны
и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
[ ], (где)
и (откуда).
однородное
прид.опред.
прид.опред.
Слайд 35Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила
движения, как надо вести себя на улице.
прид. услов.
прид. изъяснит.
(Если),[ ],(как),(как).
Парал.
комбинированное
Однор.
Слайд 36Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается
вид на пруд, заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасётся
привязанный на верёвке телёнок.
[ ], (откуда ), (где ).
последовательное
прид.опред.
прид.опред.
Слайд 37Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут
стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
(А.К.Толстой)
(где ), (где ), [ ] .
однородное
прид. места
прид. места
Слайд 38По схеме определите виды подчинения в предложениях.
1. [ ,
( 1 ) , ], ( 2 )
2.
[ , ( 1 ) , ], ( 2 )
3. ( 1 ) , [ ], ( 2 ), ( 3 )
4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) ,] , ( 4 )
Слайд 39 Укажите, какая из схем соответствует предложению.
Я задумался
так, что даже не заметил, как село солнце, как стало
смеркаться.
А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Слайд 40Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных
(1)Разнообразнее раскрывается
страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам,
которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей.
2
Слайд 411)Пейзаж был основой, с которой началось возрождение этой святыни.2) Всё
в совокупности: лес, вековые деревья, холмы, вода в прудах и
прихотливо бегущий тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.3) Такова сила пейзажа.4) Но только непосвященному может казаться, что всё это «сделалось само собой» и что так было всегда. 5) Далеко нет.8) Пейзаж «легко оскорбить», разрушить его гармонию какой-то несобранностью, необдуманной постройкой , оградой, назойливым указателем, да мало ли чем!
Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными.
4
Слайд 42Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:
(1) Эти
слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько
насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили.
1
Слайд 43Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных:
1)
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в
детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек.
1