Слайд 1Подготовка к ОГЭ
Учимся писать сжатое изложение
Информационная обработка текста
8 класс
Кашпур Наталья
Ивановна
ГБОУ Гимназия № 261
Санкт-Петербург
2015
Учиться умению
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых
в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.
Слайд 3 Сжатое изложение – это обработанный
пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором максимально выражен необходимый
смысл при минимальной затрате речевых средств.
Главная задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции при обобщении языкового материала.
Слайд 4«Современен ли Толстой?»
В спорах о современном
стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о том, что
современная проза должна быть краткой. Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чуда ХХ века.
Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению – к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
Слайд 5 Толстой не переставал и будет волновать
современников и ещё многие поколения до тех пор, пока человек
будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самоусовершенствованию, то есть воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира. Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(По Ю. Бондареву)
Слайд 6Задание № 1
Определение темы текста
Вспомните и последовательно запишите,
о чём говорится в тексте. (Для записи используйте таблицу).
1 Современная проза должна быть
краткой.
2 Современен ли Толстой с его
многотомными романами?
3 Толстой будет волновать
современников и ещё многие
поколения.
Слайд 7Задание № 2
Первоначальное восстановление текста
Перечитайте заполненную таблицу. Восстановите
по памяти и записанным фразам текст. Запишите восстановленные фрагменты. Воспользуйтесь
таблицей.
1 Современная проза
должна быть краткой.
2 Современен ли Толстой
с его многотомными
романами?
3 Толстой будет волновать
современников и ещё
многие поколения.
Слайд 8Проверьте себя!
1 Современная проза
Спорщики пекутся о
должна быть краткой.
времени нашего
читателя.
2 Современен ли Толстой Подробнейшими
с его многотомными описаниями состояния…
романами?
3 Толстой будет волновать Гению Толстого…
современников и ещё проникать в глубины
многие поколения природы, в глубины
человеческого сознания…
Психология…
Слайд 9Задание № 3
Восстановление информации исходного текста
Прочитайте текст
второй раз (лучше, если текст будет кто-то читать). Закройте текст
– больше к нему обращаться нельзя.
Допишите таблицу, с которой вы уже работали, но только то, что раскрывает, дополняет, поясняет уже записанное вами по микротемам 1, 2, 3.
Слайд 10Проверьте себя!
1 Современная Спорщики пекутся о
времени нашего читателя
проза должна «не
поднять толстый роман».
быть краткой. Есть кино, телевизор, технические чуда ХХ века.
2 Современен ли Подробнейшими описаниями состояния…
Толстой с его исследованием души.
романами? Вопрос этот смешон.
3 Толстой будет Гению Толстого… проникать в глубины природы,
волновать в глубины человеческого сознания…
современников Психология… пока человек будет человеком,
и ещё многие воспитанию черт в человеке, которые делают его
поколения. добрым властелином мира.
Проникновение в психологию гениально, «Толстой
написал всю психологию человека».
Слайд 11Задание № 4
Черновик вторичного текста
Перепишите слова
и фразы, записанные в таблице. Допишите
вспомнившуюся информацию.
Перепишите последовательно на черновик ваши записи, выделяя абзацем микротемы.
Слайд 12Задание № 5
Считаем
Перечитайте написанное на черновике.
Посчитайте количество слов. Если их меньше
70, то, перечитывая черновик ещё раз, добавьте слова и фразы, которые удастся вспомнить. Не придумывайте слова сами!
Запишите количество слов, которое получилось у вас при выполнении задания 4. Добавьте слова при необходимости, вставив их «на своё место».
Слайд 13Внимание!
Проверьте свою осанку!
Слайд 14Задание № 6
Средства связи
Перечитайте записанное на черновике.
Перепишите записанное, устанавливая логические и языковые связи
между словами, фразами, предложениями, абзацами.
Если логика во фрагменте текста не восстанавливается, попробуйте обойтись без фраз, смысл которых вы забыли.
Слайд 15Проверьте себя!
Некоторые спорят, должна ли быть современная проза
краткой. Спорщики пекутся о времени нашего читателя, думают, что такому
читателю «не поднять толстый роман», потому что есть кино, телевизор, технические чуда ХХ века.
Современен ли Толстой с его многотонными романами и подробнейшими описаниями состояния, с его исследованием души человека? Вопрос этот смешон, если говорить о произведениях Толстого.
Толстой будет волновать современников и ещё многие поколения, пока человек будет человеком. Гению Толстого было дано проникать в глубины природы, в глубины человеческого сознания, его произведения способствуют воспитанию черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира. Проникновение в психологию человека в произведениях Толстого гениально. Можно сказать, что Толстой написал всю психологию человека.
(108 слов)
Слайд 16Задание № 7
Редактируем текст
Перечитайте получившийся текст, вычеркните
из текста (при достаточном количестве слов) неясные (нелогичные, непонятные) для
вас фрагменты, фразы.
Расставьте знаки препинания, проверьте орфографию по словарю.
Слайд 17Задание № 8
Проверяем орфографию
Перечитайте текст. Выпишите слова, правописание
которых можно проверить по орфографическому словарю. Заполните таблицу.
Слово
из Что можно Что нельзя
текста проверить по проверить?
орфографическому
словарю?
Современная Можно проверить
слово полностью
Исследованием По словарю нельзя
проверить окончание
косвенного падежа
Слайд 18Проверяем орфографию
Слово из Что
можно проверить Что нельзя
текста по орфографическому проверить
словарю
Некоторые +
Технические +
Будет Не проверяются по
словарю личные
окончания глаголов,
однако в словаре
даётся нач. форма.
Смотреть надо
слово «быть».
Человече- Можно проверить Окончание по слова- ского начальную форму рю проверить нельзя
Слайд 19Задание № 9
Проверяем пунктуацию
Прочитайте и
запомните минимальный план проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу.
Заполните таблицу.
№ Что проверяем Результаты проверки
1 Выделяем (подчёр- Простое – сложное.
киваем на черновике)
основы предложений.
2 Выделяем все союзы. Сочинительный – подчини-
тельный.
3 Выделяем причастные
и деепричастные Границы обособления.
обороты (одиночные
деепричастия).
Слайд 20Задание № 10
Проверяем речь и грамматику
Прочитайте и
запомните минимальный план проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу.
Заполните таблицу.
№ Что проверяем? Результаты проверки
1 Наличие подлежащего Пишите предложение только
в предложении с подлежащим.
2 Отсутствие придаточных Допишите главную часть
предложений, у которых или исключите из предложе-
«потерялась» главная ния подчинительные союзы.
часть
3 Согласование подлежа- Проверьте соотнесённость
щего и сказуемого рода и числа
Слайд 21Проверяем речь и грамматику
№ Что проверяем?
Результаты проверки
4 Правильное употреб- Проверьте: деепричастие
ление деепричастного должно обозначать дополни-
оборота тельное действие к тому же
лицу, которое выполняет и
основное действие.
5 Отсутствие неоправ-
данного повтора Замените или исключите
одних и тех же слов, повторяющиеся слова
находящихся рядом
Слайд 23Используемая литература и
интернет-источники
1. Зайцева ОН. Рабочая тетрадь по русскому
языку. Задания на понимание текста: 8 класс. М.: Издательство «Экзамен»,
2013
2. http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school21/school21096gif.htm - мальчик 1
3. http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school21/school21098gif.ht -мальчик 2
4. http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school21/school21097gif.htm - мальчик 3
5. http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school3/school03047gif.htm - учительница
6. http://www.shop22.ru/images/bf9aec8ddb48813f687a793f8ab233e3.jpg- правильная и неправильная осанка
Слайд 24Интернет-ресурсы
http://img-fotki.yandex.ru/get/5602/zomka.c9/0_563a4_634971f_L
http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/116998/?&p=2
http://fotki.yandex.ru/users/nata-komiati/album/131998/?&p=35
Шаблон подготовила учитель русского языка и литературы
ГУ
«Мичуринская средняя школа»
Тихонова Надежда Андреевна