Слайд 1Подготовка к
сочинению-описанию памятника
"Родина-мать зовёт!"
Слайд 2Цели урока.
1. Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки по сбору и
редактированию материала к сочинению.
2. Закрепить знания об описании в публицистическом
стиле речи.
3. Расширить знания учащихся об истории нашей страны, воспитывать любовь к Родине и уважение к её защитникам.
Слайд 3 План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Опережающее д. з. учащихся
– презентации
о Сталинградской битве,
о скульпторе Е.М.Вучетиче.
3. Об истории создания
памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы.(Заочная экскурсия.)
4. Составление плана сочинения.
5. Припоминание особенностей публицистического стиля.
6. Беседа по вопросам.
7. Предупреждение орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
8. Домашнее задание.
Слайд 4Анатолий Преловский.
«Пуля»
Она вонзилась в Сталинград…
А отыскалась в Волгограде -
На том
кургане, где лежат
В посмертном воинском параде
Защитники живых…
Зачем
мне этот груз военной
яви?
Слайд 5 Всех пуль считать - не сосчитать,
всех павших славить -
не прославить.
Спешу спиною к Волге встать,
Себя на месте тех представить,
Чтобы
война, что не смогла
Землею стать, -
куском металла
до самой смерти руку жгла
и в памяти не истлевала.
(1982 год)
Слайд 6Памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы.
руководитель авторского коллектива -Е.В.Вучетич.
Слайд 18Примерный план описания памятника
1. Когда установлен памятник?
2. В честь кого
или какого события он поставлен?
3. Что известно об авторе памятника,
истории его создания?
4. Каков общий вид?
5. Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
6. Как вписывается памятник в окружающую среду?
7. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
Слайд 19Особенности публицистического стиля
1. Главной особенностью публицистики является «сопряжение стандарта и
экспрессии», то есть соединение в рамках одного текста книжных и
разговорных средств языка.
Слайд 202. Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они
обычно экспрессивны, передают личностное отношение говорящего к тому, о чем
он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие к активному слушанию.
Слайд 21 Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением
(например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и
ёмко обрисовать действие или явление. Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение - также характерная черта публицистического стиля.
Слайд 22 В публицистическом стиле нередки обращения, выражающие отношение к адресату, вводные
слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся
полемики.
Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.
Слайд 27Предупреждение ошибок
1.Продолжи ряд синонимов
Отечество,
Скульптура,
Скульптор,
Постамент,
Установить,
Грандиозный,
Стоять, находиться, быть
Слайд 282.Объясните значение слов и выражений
Апофеоз славы-
Олицетворять-
Аллегория-
Аллегорический образ Родины-
Композиционный центр памятника-ансамбля-
Интерпретация
образа античной богини-
Слайд 293.Объясните написание слов
Памятник(ансамбль); Родина(мать); ист _ (н;нн)ая храбрость;
подл_(н;нн)ое бесстрашие;
т_лантл_вый скульптор; пядь земли.
дост_пр_м_чательность; призыв встать на защиту
Слайд 303.Объясните написания слов
инж_нерно(строительное); и(с;сс)ку(с;сс)тво; ваятель; п_ст_мент;п__д_стал;
п_р_жать; уд_влять; колено(пр_клоненный); (не) пр_одолимое
стр_мление вперед;
с_мволизировать.
Слайд 31Домашнее задание
Написать сочинение-описание памятника
«Родина-мать зовёт!»