Разделы презентаций


Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2015, 9 класс)

Содержание

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Подготовка к сочинению С2.1
(ГИА 2015, 9 класс)




Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2015, 9 класс)

Слайд 2 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в

качестве тезиса слова известного лингвиста
Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста

Слайд 3 Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение,

то необходимо соблюдать требования к построению текста указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
3. Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста

Слайд 4Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис –

это мысль, которую нужно доказать.
В тезисе вы должны коротко сформулировать

своё понимание смысла данного высказывания.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.В тезисе вы

Слайд 5 Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о

чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем

разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 
Вариант 3. Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?

Рассмотрим варианты вступлений:

 Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как

Слайд 6Вариант 4. Язык - это сложная многоуровневая,

но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный

запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста В.Солоухина.
Вариант 4.     Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная

Слайд 7 Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением

и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и

типов предложений (синтаксис).
Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав).

Теория

Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология),

Слайд 8 Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое

значение.
Кроме лексического, слово имеет и грамматические значения.

Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.

Теория

Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение.   Кроме лексического, слово имеет

Слайд 9Грамматические понятия
Способы создания оценочных значений для различных

частей речи.
Части речи: морфологические (род, число, падеж,

разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).

Теория

Грамматические понятия   Способы создания оценочных значений для различных частей речи.   Части речи: морфологические

Слайд 10Лексические понятия
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение

слова
Омонимы, синонимы, антонимы
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Заимствованные

слова
Фразеологизмы

Теория

Лексические понятияЛексическое значение словаОднозначные и многозначные словаПрямое и переносное значение словаОмонимы, синонимы, антонимыСлова общеупотребительные и ограниченные в

Слайд 11Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем

вступление и заключение.
В основной части следует избегать:

пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.В основной части следует избегать:

Слайд 12 Во-первых, помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;

примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:  • примеров должно быть не менее 2;

Слайд 13Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать

предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания

расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:  1) цитировать предложение (если оно не очень длинное),

Слайд 14• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. •

Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. •

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  • Подтвердить данный аргумент можно примером из

Слайд 15 Заключение так же, как и вступление, не

должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача

ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию,
логически связан с предыдущим изложением,
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Слайд 16Образец 1. Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились

те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания

своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал. 
Образец 2. Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми.
Образец 3. Таким образом,  в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора

Слайд 17 Абзацное членение текста – это одно из

важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно

иметь не менее 3 –х абзацев:
• 1 абзац - тезис
• 2 абзац – аргументы с примерами
• 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.

Слайд 18В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество

слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70.
Строго

следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Каким должен быть объём сочинения?

В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не

Слайд 19Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /

В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012.

– 319с.
http://www.fipi.ru (Демоверсия КИМ ГИА - 9 2012 г.)



Использованная литература

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика