Слайд 1Урок открытия новых знаний в 5 классе.
Литвинова Лариса Ивановна, учитель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБОУ лицей №
395
г. Санкт-Петербург 2014 г.
Слайд 2Проверяем домашнее задание
Прикоснуться- прикасаться
Расти - подрос
Положить - располагать
Выращивать - срослись
Касаться
– коснуться
Предполагать - сложить
Растирать - растереть
Найдите лишнюю пару
Слайд 3Проверяем домашнее задание
Прикоснуться- прикасаться
Расти - подрос
Положить - располагать
Выращивать - срослись
Касаться
- коснуться
Предполагать - сложить
Растирать - растереть
Найдите лишнюю пару
Слайд 4Найдите видовые пары
Литература
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль
за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы
обещали.
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Слайд 5
Немного биологии
Каждый корень обладает способностью ветвиться, стелиться, укрепляться.
Искусственный
газон расстилается обычно на спортивных площадках.
Слайд 6
Немного истории
В древнем Риме для выступления в амфитеатре подбирали
самых сильных, ловких мужчин. Как назывались те рабы, которых выберут?
- мер- -мир-
-стел- -стил-
-бер- -бир-
Падает ли на них ударение?
Можно ли слова в этих корнях проверить ударением?
Какой фонетический процесс происходит в названных словах?
Слайд 8
Буквы е–и в корнях с
чередованием.
Слайд 9Что мы знаем о чередующихся корнях?
-кас- -кос-
-лаг- -лож-
-раст-
-ращ- -рос-
Слайд 11Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них.
разберу
отпереть
задеру
вытереть
замереть
блестеть
расстелить
выжег
Открываем новые знания
разбирать
отпирать
задирать
вытирать
замирать
блистать
расстилать
выжигать
Слайд 12
разбирать
отпирать
задирать
вытирать
замирать
блистать
расстилать
выжигать
разберу
отпереть
задеру
вытереть
замереть
блестеть
расстелить
выжег
Почему И?
Почему Е?
Решаем проблему
разбирать
отпирать
задирать
вытирать
замирать
блистать
расстилать
выжигать
Слайд 13В корнях с чередованием е – и буква и пишется,
если за корнем есть суффикс а, и буква е, если
этого суффикса нет.
И А Е А
Слайд 14
Запомним рифмовки!
Ира терем уб…рает,
Пыль везде прот…рает
Так, что все бл…стает,
Скатерть расст…лает,
Ведь
гостей поджидает.
Соб…рать, ст…рать, зад…ра
Повнимательней гляди
Если в слове имя – ИРА
В
корне пишем букву …
.
Слайд 15Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но
…….,
Замереть, но ….,
Затереть, но ……,
Запереть, но ……,
Выдеру, но ……...
На
приставку не гляди,
Крики ослика ищи.
Слайд 16Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но
собирать,
Замереть, но замирать,
Затереть, но затирать,
Запереть, но запирать,
Выдеру, но выдирать.
На
приставку не гляди,
Крики ослика ищи.
Слайд 17.
Алгоритм
Выделить в слове корень
Поставить ударение
Найти безударную гласную в
корне.
Вспомнить корни с чередованием.
Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- .
Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.
Слайд 18Рефлексия
Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы.
Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру,
выт…рать, бл…стать.
Проверьте себя
Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.
Слайд 19Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
(Вот пример
запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»)
Задание: напишите синквейн на тему «Чередование»
Слайд 20Творческое задание.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам
поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте
памятку с советами.
1. Вымыв руки пред едой, …….. их тщательно.
2. ……….. салфетку на колени.
3. ……….. локти со стола.
4. ……….. рот не рукавом, а салфеткой.
5. После еды ……..за собой посуду.
6. Не поленись, ………..крошки и другой мусор.
Слайд 21Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)
·
Смерть чинов не разбирает.(И)
·
Солдат службы не выбирает.(И)
· Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е)
· Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И)
· Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)
· Не силой дерутся – умением.(Е)
· Не задирай нос высоко – споткнешься(
Слайд 22 Какую мы цель ставили?
Удалось ли достичь поставленной
цели?
Каким способом мы ее достигли?
Где вы
будете применять новые знания?
С какими трудностями столкнулись?
Оцените свою работу на уроке.
Слайд 23Домашнее задание:
1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.
2. Составьте
тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне
слова»
3. Написать сочинение, используя одну из пословиц.