Слайд 1Правописание гласных в корне слова
Урок русского языка в 10-м классе
Учитель
ГБОУ ЦО № 170 Гаврилова Татьяна Михайловна
Слайд 2Цели:
Формирование навыка грамотного письма в части орфограмм, связанных с правописанием
гласных в корне слова
Совершенствование навыка писать под диктовку
Развитие умений, связанных
с аналитической деятельностью учащихся
Слайд 3Расставьте ударение в словах:
Алфавит, атлас, арест, балованный, бюрократия,
во-первых, гусеница, договор, досуг, изогнутый, индустрия, каталог, нормировать, осведомиться, облегчить,
позвонить, памятуя, статуя, симметрия, творог, феномен, ходатайство, черпать, экспертный.
Слайд 4Вставьте пропущенные буквы
В каждой группе слов найди лишнее:
а)
безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный,
беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый
Слайд 6Проверяемые гласные в корне
Сильной позицией для гласных звуков
является позиция в ударном слоге.
Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит,
позиция сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.
Безударные гласные корня проверяются ударением.
Слайд 7Проверяемые гласные в корне
Способы проверки безударных гласных в корне:
1.
Подбор однокоренных слов:
соли́ть – со́ль, закрепи́ть –
кре́пкий
2. Изменение формы слова:
окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.
При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение:
спешу в школу – спешка,
спишу текст - пишет
Слайд 8Непроверяемые гласные в корне
Правописание слов с непроверяемыми гласными проверяется
по орфографическому словарю и запоминается. К таким словам не подбираются
проверочные слова .
Абонент, абонемент, партер, космонавт, пилот, бетон, комбайн.
Слайд 9Подберите проверочные слова
Расп лить бревно, гр зовая туча,
г
родские пейзажи, похв лить
за работу, усл жнить задание,
дер
венская улица, вредные
исп рения, щеб танье птиц.
Слайд 11 Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте
их корни.
Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову,
накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.
Слайд 12Перепишите. Укажите вид глаголов. Выделите орфограмму «Чередующиеся гласные в корне»
Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть
замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.
Слайд 13Перепишите, объясните правописание.
1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т.
С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.)
3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)
Слайд 14В каких словах правописание гласной зависит от согласной на конце
корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув
города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
4. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
5. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
6. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
7. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.
Слайд 15Проверьте написанное
На утренней заре
участники экспедиции снова выступили в поход, стараясь придерживаться конной тропы. Следуя вдоль
реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, а поворачивает на север и взбирается на перевал.
Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: слева тянулась цепь холмов, справа- долина, покрытая темным лесом, а дальше - болотистая речонка.
Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих навстречу друг другу. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.
Слайд 16Проверьте написанное
Прибрежная полоса, покрытая
густыми зарослями тростника, была сильно заболочена, так что путники, несмотря
на высокие непромокаемые сапоги, не смогли подойти вплотную к реке.
Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметили, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, которая вела к палаткам лагеря. (137 слов)
Слайд 17Подведение итогов
Сформулируйте свою познавательную цель для следующего
урока, если его тема звучит таким образом: «Закрепление навыка использования
орфограммы «Правописание корней с чередующимися гласными»»
Слайд 18Использованные ресурсы
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова Русский язык 10-11 Москва, Просвещение, 2007
Диктанты по
русскому языку 10-11 классы Москва Эксмо, 2012
Русский язык КИМ Москва,
Вако, 2012