Слайд 1Предложения с вводными и вставными конструкциями
8 – 11 класс
Слайд 2Правило: запятыми выделяются вводные предложения :
1. личные нераспространенные предло-
жения типа
я думаю, я знаю , я вижу, я помню и
т. д.
У меня , я чувствовал, закипали на сердце
и поднимались к глазам слезы.
2. безличные, неопределенно-личные , тоже простые простые по структуре, как
правило, нераспространенные: И этот го-
лос чудно-новый, ей мнилось, все ещё звучал.
3. предложения, присоединяемые посредст-
вом союзов или союзных слов: Я, как несомненно
можете по мне видеть, человек совсем незначитель
ный.
Слайд 3Если предложение значительно распрост
ранено, обычно ставят тире:
Заподозрить Якова Лукича во
вредитель-
стве – теперь уже казалось ему – было нелегко. (Шолохов).
Есть у нас везде – ду-
малось мне – даже и в такой дыре, Скобе-
леве, свои люди. ( Фурманов.)
Когда ставим тире
Слайд 4Скобками выделяются…
1. вставные конструкции. дополняющие
или поясняющие содержание основного
предложения :
В жаркое
летнее утро ( это было уже в ис
ходе июля) разбудили
нас ранее обыкно
венного. ( Аксаков )
2. вставные конструкции, представляющие
попутные авторские замечания:
Поверьте (совесть в том порукой), супружест
во нам будет мукой. ( Пушкин)
Слайд 5Скобками выделяются…
3. вставные конструкции, поясняющие от
дельные слова в основной части
предло
жения : Нет вы ( или ты) этого не долж-
ны
знать ! ( Лермонтов)
4. вставные конструкции, синтаксически
связанные с основным предложением, но
выключенные из него и носящие присое-
динительный характер: Увидя, что мужик,
трудяся над дугами, их прибыльно сбыва-
ет с рук ( а дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами.
( Крылов)
Слайд 6Скобками выделяются…
5. вставные вопросительные и восклица-
тельные конструкции, выражающие эмо-
ции автора
или его отношение к выска-
занным словам , к цитатам:
Быть может
( лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный
портрет и молвит : « То-то был Поэт!»
(Пушкин)
Мы узнали от него самого, что он г. Савель
ев, решился посвятить все способности
(чьи?) разработанию ( разрабатыванию?) отечественной истории. (Белинский)
Слайд 7Когда же ставится тире
1. выделяются тире вставные конструк-
ции, дополняющие или
поясняющие ос-
новное предложение, выражающие чувст
ва автора и т. д., часто
в произведениях ху
дожественной литературы:
Тут – делать нечего – друзья поцелова-
лись. ( Крылов)
… Воображая, что замок заперт, я вынул
ключ, и – о ужас! – у меня в руках была только головка ключика. ( Толстой)
Слайд 8И ещё…
В зависимости от синтаксической струк-
туры основного предложения и вставной
конструкции,
на месте разрыва помимо –
тире могут быть ещё и запятые:
-
ставится запятая перед первым тире, ес
ли этого требует структура первой части
основного предложения: Он посмотрел на пепелище, которое окружало его, - ка-
кой ужас! – и руки бессильно опустились
у него ( запятая закрывает придаточное
предложение)
- ставится запятая перед вторым тире, если
этого требует структура второй части основного
Предложения или самой вставной конструкции:
Прихвастнуть любил- этот грех за ним водился, - может, и тут что приплел для красного словца… (Фурманов) ( вторая
часть начинается вводным словом, которое требует выделения
Запятыми )
Слайд 9Часто встречается постановка запятой перед вторым тире, если запятая стоит
перед первым тире
Когда я стану умирать, - и, верь, тебе
не
долго ждать , - ты перенесть меня вели в
наш сад , в то место, где цвели акаций бе
лых два куста … ( Лермонтов)
( своеобразная «симметрия» знаков)
Слайд 10Потренируемся…
Расставьте знаки препинания:
Смеялся он мало настолько у него хвата
ло чувства
такта но все же насмешливая
улыбка нет –нет да и
появлялась на его губах.
Проверка:
Смеялся он мало – настолько у него хвата
ло чувства такта, - но все же насмешли-
вая улыбка нет-нет да и появлялась на его губах ( вторая часть начинается с союза но,
перед которым , если бы не было вставки,
должна быть запятая )
Слайд 11Успеха в учебе !
Автор презентации
Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ
« Сосновская СОШ»