Слайд 1
Технология проектного обучения
Подготовила Рощина О.В.
Слайд 2Из истории возникновения данного метода
Чаще всего можно услышать не о
проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод был разработан
американскими педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком и более четко оформился в США к 1919 году. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Слайд 3Понятие «проектное обучение»
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а
метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая
предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Слайд 4Цель проектного обучения:
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 5Система действия учителя и учащихся:
Слайд 8Примерная структура оформления проекта:
титульный лист (название учебного заведения, класс, автор,
название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
оглавление (перечень
частей проекта);
краткая аннотация;
эпиграф;
введение;
основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
заключение;
список используемых источников и литературы;
приложение.
Слайд 9Педагогические приемы, используемые в методе проектов:
Прежде всего, педагогу необходимо продумать
«запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную
деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
Слайд 10Выводы:
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и
образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и
грамотного использования его возможностей в педагогической практике.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.