Слайд 1Обобщающие слова при однородных членах
предложения
5 класс
Слайд 2Проверка домашнего задания. Графический диктант
Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
(Е. Трутнева)
Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла!
(В. Гладышева)
Зазнайство не возвышает, а унижает.
Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.
В дальневосточных лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Слайд 3Дополните тематические группы слов своими примерами
Пальто, шуба, дубленка…
2) Ботинки, сандалии,
тапочки…
3) Ротвейлер, такса, спаниель…
4) Жаворонок, синица…
Слайд 4Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
Условия однородности:
1. Два или более
члена предложения относятся к одному и тому же слову,
2. Отвечают
на один и тот же вопрос,
3. Произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.
Слайд 5Этимологическая справка
тире < франц. tirer «тянуть, вытягивать»
запятая – искон. рус.
запять, задержать;
ср. запинаться, пятиться, запонка, препинание
точка –
искон. рус. < тъчь (точь-в-точь);
ср. ткнуть (лат. punctum < pungo «колю»)
двоеточие – двоестрочие
Слайд 6В дальневосточных лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
-
В чём особенность последнего предложения?
- Укажите имеющееся при однородных членах
явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы.
Слайд 7Подберите к данным существительным обобщающие слова.
Имя
существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2) Сказуемое, определение,
обстоятельство –
3) Биссектриса, медиана, уравнение, теорема Лемма –
4) Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна -
Слайд 8Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист, баталист - журналист
Искусствовед, живописец,
киновед, кинолог, зритель - зритель
Архитектура. живопись, музыка, балет, драма -
драма
Слайд 9Обобщающее слово в предложении
В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.
… ʘ
: и O , и O , и O , и O .
2. И лицо, и одежда, и душа, и мысли – все в человеке должно быть прекрасно.
и O , и O , и O , и O - ʘ …
3. Все в человеке: и лицо, и одежда, и душа, и мысли – должно быть прекрасно.
ʘ : и O , и O , и O , и O.
Слайд 11Алгоритм действий для нахождения обобщающего слова и определения знаков препинания.
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.
Слайд 12Галерея - (франц. galerie),
1) длинное крытое помещение, в котором одна
из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.
2) Удлиненный
зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.
3) Верхний ярус зрительного зала (галерка).
4) Название многих художественных музеев (Национальная галерея, Картинная галерея).
Слайд 16Составить предложения, с однородными членами и обобщающим словом по опорным
словам с разным местонахождением обобщающего слова.
Дрезденская картинная галерея
Лувр
Третьяковская картинная галерея
лучшие
музеи мира
не был нигде
хочу побывать везде
Слайд 17Рефлексия
Я хорошо усвоил(а) тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Все
инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания
Задания были интересны,
мне понравилось с ними работать
Во время урока у меня было хорошее настроение
5. За урок я ставлю себе отметку ...
Слайд 18Спасибо за работу!
Желаю дальнейших успехов!