Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ» с. Усть-Кулом –
Тарабукина Н.В.
2015 год
Слайд 2«Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями мысли а
не памяти». (Л.Н. Толстой)
Задание:
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложения,
определите вид придаточной части.
Слайд 4Определите вид придаточного, термин запишите в кроссворд
Вчера мы до того
были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
Когда рассвело,
море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
Петухи дерутся, так что перья летят.
Там, где растут розы, растут и шипы.
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его.
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
Слайд 5Назовите выделенное слово. Какие виды придаточных предложений вы знаете?
Слайд 6Тема урока: «Сложноподчиненное предложение».
Цель урока:
обобщить знания и умения
по теме «Сложноподчинённое предложение».
Задачи:
закрепить знания о сложноподчиненном предложении;
правильно
расставлять знаки препинания в СПП;
уметь определять вид придаточного предложения и строить схемы.
Слайд 7Цифровой диктант
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, так как
– подчинительные?
Придаточное определительное не отвечает на вопрос какой?
Предложение
– это синтаксическая единица?
Где, куда, откуда – это союзные слова?
Союз однако – подчинительный?
В главном предложении не может быть указательных слов?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Слайд 8Ключ к цифровому диктанту:
101 100 101
Работа в группе.
Заполните
"слепую" схему.
Слайд 9Работа в паре:
анализ текста на карточке
определить тип речи;
найти
СПП и определить их вид;
определить стиль речи;
каких видов СПП
больше и почему;
составить схемы СПП.
Слайд 10Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ. Тест.
В7. В приведенных ниже
предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые)
между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Слайд 11 1) Тут были и те,(1) кто откупил меня ценой собственной
жизни от смерти,(2) мои товарищи,(3) не вернувшиеся с войны.
2) Сашка,(1)
несколько рассеянно глядя на Варю,(2) замолчал,(3) но было видно,(4) что его всерьёз что-то волновало.
3) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом,(1) та самая музыка,(2) которую,(3) как вздох своей земли,(4) хранил в сердце человек,(5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
4) Я вхожу в салон самолета,(1) беру в руки толстый журнал,(2) чтобы,(3) прочитав пару страниц,(4) спокойно уснуть.
5) И тут юный Шаров совершенно серьезно подумал,(1) что жизнь в доме остановится,(2) если бабушка не проснется.
Слайд 12Ключ к тесту:
1 – 1, 2
2 – 4
3 – 2
4
– 2
5 – 1, 2
Слайд 13Рефлексия
Оцените ваши действия на уроке.
Мне было трудно – 3
балла
Есть над чем поработать – 4 балла
Могу себя похвалить! –
5 баллов
Лист самооценки.
Слайд 14Домашнее задание
1) Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение
вокруг нас».
2) Составить тест по теме «Виды придаточных в сложноподчиненном
предложении».
3) Найти 10 примеров из художественной литературы с разными видами придаточных в сложноподчиненном предложении.