Слайд 1 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Урок закрепления ( 9 класс)
Слайд 2Цели урока:
1 закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными;
2 продолжить
знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
3 научиться
опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
Слайд 3Вспомним теорию
Придаточные определительные
Слайд 4Вспомним теорию
Придаточные изъяснительные
Слайд 5Придаточные изъяснительные
отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части
ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в
дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Слайд 6Средства связи
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
1.Союзов: что,
как, будто, чтобы, ли.
2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем,
когда, куда, почему.
Слайд 7Указательные слова
Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе
указательные
слова, которые чаще всего выражены указательными
местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое
местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять
Слайд 8Сравните предложения
Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие
что привез староста всех огорчило.
Мысль что завтра я
навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной.
. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Слайд 9Запомни
Использование в одном и том же предложении союза и частицы
ли
недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза.
Нельзя сказать:
Мы долго выясняли,
что прибудет ли сегодня поезд.
Слайд 10Схематический диктант
а) В ясный день вы увидите в лесу, как
осенняя паутина блестит на солнце.
б) На месте, где они когда-то
росли, посажены молодые сосны.
в) Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
Слайд 11- В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
Слайд 12Закончите предложение придаточными изъяснительными.
Я давно знал, где...
Я давно знал, куда...
Слайд 13Самостоятельная работа
1) Определите вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того
великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам
на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди.
[ ], (ли…).
2) Найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.