Слайд 1 Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Синонимы. Развитие речи.
« Общее представление о стилях речи». Учитель русского языка и литературы Фролова Валентина Ивановна
Слайд 3Цель:
Познакомить учашихся с понятием синонимы и синонимический ряд;
показать различия в
оттенках значений синонимов;
развивать умение подбирать синонимы для более точной формулировки
мысли;
Работать над развитием речи учащихся;
Воспитывать культуру речи
Слайд 4Восстановите определения
Многозначным называется слово ...
Прямое значение слова указывает на …
Переносное
значение слова возникает …
Лексикология — раздел науки о языке, в
котором ...
Слайд 5Проверьте свои знания
«
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
1.Окно, стадион, вилка, рукав.
2.Гореть, впадать, лениться, отразить.
3. Умный, красивый,разумный, мудрый.
4. Грубый, невоспитанный, неряшливый, резкий.
Слайд 6Мотивация учебной деятельности
Однажды поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с
ревом накатывали на корабль.
Как можно назвать такое явление в природе?
Слайд 7Синонимы: шторм,буря, ураган.
Матросы выдержали натиск бури. Они вели
себя СМЕЛО. А как еще можно об этом сказать?
Слайд 8Запишите слова.
Смело, храбро, мужественно,отважно, бесстрашно, геройски.
Слова, которые
обозначают одно и то же, называются СИНОНИМАМИ. Но синонимы отличаются
друг от друга оттенками лексического значения.
Слайд 9Эксперимент
Буря утихла. Выглянуло солнышко. Корабль продолжал свой
путь. Впереди остров синонимов.
-Докажите, что синонимы
обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения:
несся, мчался, бежал, летел.
Запишите слова в последовательности, отражающей усиление степени признака.
Слайд 10Работа в паре(задания на карточках).
Остров синонимов.
Выберите подходящие по смыслу синонимы и запишите предложения.
С утра был … ветер. Его сон был очень... .(Сильный, крепкий).. Кот забрался на самую … дерева. Мы достигли … горы. (Верхушка, вершина).
Слайд 11Вывод: для чего нужны синонимы.
Синонимы помогают точнее выразить
свою мысль, избежать повторения одних и тех же слов.
Слайд 12Составить из слов ряды синонимов. Запишите их.
Маленький, веселый,
храбрый, скупой, небольшой, развеселый, мужественный, жадный, крошечный, неунывающий, неробкий, крохотный,
смелый, жизнерадостный, прижимистый, малюсенький, отважный, зажимистый, махонький.
Определите общее значение слов синонимов каждого синонимического ряда.
Укажите в каждом ряду слово, в котором признак выражен сильнее всего.
Слайд 14Это интересно
Подобрать синонимы к слову поможет Словарь синонимов
русского языка. Словарь подскажет, как избежать повторения одного и того
же слова в тексте.
Объясните значение слов с помощью словаря.
ЛАДИТЬ, СОДЕЙСТВОВАТЬ, СУФЛИРОВАТЬ.
Слайд 15Работа в группе
Определите какие из данных синонимов употребляются
в русских народных сказках. Вспомните и назовите примеры сказок, загадок,
пословиц с этими словами.
Красивый — пригожий, девушка — девица, мать — матушка, сказать — молвить, рассказывать — сказывать.
Слайд 16Подобрать слова-синонимы к фразеологизмам
Зуб на зуб не попадает -
Как
банный лист пристал -
На скору руку -
Лить крокодиловы
слезы -
Маковой росинки во рту не было -
В каком стиле речи употребляются фразеологизмы?
Составьте и запишите два предложения с фразеологизмами.
Слайд 17Книжный стиль речи
Научный стиль: в научных книгах, учебниках, объяснении учителя.
Публицистический:
в газетах, выступлениях по телевидению, радио.
Художественный: в произведениях художественной
литературы для описания образов.
Деловой стиль: для оформления документов, деловых бумаг.
Слайд 18Сфера употребления
Нейтральная(разговорная и книжная):
Книжная:
Разговорная:
Распределите синонимы
по группам в соответствии со сферой употребления.
Глаза, очи;
уплетать,трапезничать; растратить,расточить,растранжирить; спать,почивать,дрыхнуть; украсть,похитить,стащить; отменить,аннулировать.
Слайд 19Определите стиль текста
1.Чтение текста учителем по учебнику.
2.Определение темы
и стиля речи.
3.Ответы на вопросы по содержанию.
4.Устное сочинение(несколькими предложениями расскажите о герое во дворе другу).
Слайд 20Рефлексия
На этом уроке я понял(а)........
На этом уроке у меня получилось
…....
На этом уроке мне было непонятно ….....
Слайд 21Домашнее задание
Выучить теоретический материал в учебнике.
Выполнить упражнение № 306.
Творческие
задания по выбору: составить словарь синонимов на определенную тему
или написать сочинение на тему: «Мой любимый уголок города».